«Здесь наш Иерусалим»
К 26-летию рождения сестричества
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал
и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод,
и чтобы плод ваш пребывал…»
(Ин. 15: 16)
Есть такое место около Минска — поселок Новинки. Какое-то время назад он находился за чертой города, вела к нему узкая мощеная дорога, по которой с длительным интервалом ходил 18-й автобус.
Республиканская психиатрическая больница. Наверное, не много найдется тех, кто не знал или не слышал о ней. Сколько боли, тревоги, волнения в кратком пути от остановки до больничных корпусов!
Новинки — место скорбное, концентрат душевной боли; по мнению некоторых — край жизни, точка невозврата. И не всегда в буквальном смысле — людей периодически выписывают. Но тема душевных состояний, кажущихся безнадежными, потрясений и повреждений всегда за гранью сознания и вызывает если не отторжение, то страх от прикосновения к ней. Душа же человеческая не только не хочет, но и не может пребывать в аду своих тягот, и потому Новинки — еще и место надежды.
Бог есть слезы и страдание тех, кто в больнице, и их, часто не многих, близких и родных. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его… (Пс. 90: 15)
В начале 90-х стали открываться храмы, Церкви возвращались ее здания, велись восстановительные и реставрационные работы. В «новорожденных» приходах появлялись активные и деятельные люди среди священства и прихожан, настроенные отдавать время и силы тем, кто испытывал в этом нужду. Так, в 1996 году при Свято-Петро-Павловском соборе начало создаваться Сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы Федоровны ради духовной помощи людям в больницах.
Вся дерзновенная инициатива исходила от клирика Петро-Павловского собора, тогда иерея Андрея Лемешонка, недавно принявшего сан священства. Батюшка был неким духовным магнитом, вокруг которого собирались новые и новые прихожане. Пришедших на исповедь он помнил поименно, часто со всеми обстоятельствами и подробностями их жизни. Из таких вот «знакомых» и начало создаваться сестричество.
Каждый год не без трепета вспоминаю свою историю.
Димитриевская родительская суббота. Храм полон молящихся. Ко мне вдруг подходит пономарь с просьбой от о. Андрея поговорить. В волнении следую за ним к приделу трех Виленских мучеников. Вышедший из алтаря батюшка, посмотрев своим проникающим рентгеновским взглядом, спросил: «Вы нам можете помочь?» Я подумала — что-то нарисовать. Кивнула. «Надо ходить в Новинки», — предложил он.
Не было до того момента в моей жизни более невмещаемой в сознание просьбы. Глядя перед собой, я ощутила, что цементный пол Свято-Петро-Павловского собора «заходил» под ногами: он то опускался, то поднимался. С тех пор знаю: выражение «земля уходит из-под ног» имеет реальные ощущения. Какая-то пронизывающая жуть охватила душу, я спросила: «А к кому там ходить?» Батюшка продолжил краткий тест на прочность с неизменно лучезарным взглядом: «К бандитам, наркоманам, алкоголикам…» Пытаясь балансировать на «движущемся» полу, снова спросила: «Со мной кто пойдет?» «Разок-другой я схожу», — ответил о. Андрей. Подумала: «Вот и я схожу разок-другой и будет с меня…» Надо сказать, что этот разок-другой длится уже более двух десятков лет…
А тогда я навещала подругу с серьезным заболеванием и видела, как люди в отделении стихийно собираются на свой собственный молебен: у кого-то был молитвослов, и все вслух читали по нему перед операцией. Мелькнуло в голове, как нужен людям Бог и Его скорая помощь… Видимо, ответом на эту мою догадку было предложение потрудиться в Новинках.
Первая исповедь в отделении была бурной: казалось, в душах людей наконец-то пооткрывались форточки, окна, двери и давно задраенные люки для притока живоносной благодати Покаяния и Причащения. Пришло наконец утоление душевного голода.
Возникла необходимость делиться прожитым в отделениях опытом, и по воскресеньям мы собирались вместе с батюшкой в Свято-Петро-Павловском соборе. На одно из первых собраний сестричества был приглашен владыка Филарет. Поддерживая начало трудов молитвенно и словом, он сказал: «Сестра идет не учить, а свидетельствовать. Вы — мортирос (греч.), что значит "свидетели, мученики"».
Это так. Душевные мучения, иногда лютые, тех, к кому идем, и свое, личное мучительство греха несовершенной души. Но идем свидетельствовать, что тиски и муки душевные не бесконечны, а есть избавление и Избавитель, «смертию смерть поправый, и сущий во гробех живот даровавый».
Свои труды сестры начали и в интернатах поселка Новинки, детском и взрослом, освящая территорию и ее насельников молебным пением, богослужением и своим подвижничеством. Появился в городе и еще один форпост Православия — 2-я клиническая больница, где совершали сестры свое особое служение, настраивая людей на исповедь и Причастие.
7 декабря 1996 года, в день вмц. Екатерины, в Свято-Петро-Павловском соборе митрополит Филарет благословил сестер милосердия на служение в торжественной обстановке. Каждая поднималась на амвон, владыка возлагал руку, произносил молитву и окроплял святой водой. И было это возвещением того, что жизнь разворачивается на какой-то новый неведомый рубеж.
У каждой из нас свой будничный «комплект» дел: учеба, работа, а у кого — забота, дети, пожилые родители. И казалось, как еще вместить такое многотрудное делание, как больница, которое никак не может быть между прочим. Но «Христос посреди нас», и это Его центровое положение через больницу начинало освящать все стороны и обстоятельства жизни.
В мае 1997 года «эскадра» сестер во главе с о. Андреем предприняла паломничество на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Батюшка встретил с великой радостью: «Ангелы белые, откуда вы?» У нас тогда была возможность подойти к старцу за советом, и каждая из сестер, наверное, услышала от него особое для себя слово. Тогда же отец Николай благословил на строительство храма и монастыря, дав денежную купюру со словами: «Я вам помогу, остальное люди добавят…» Примечательно, что на просвет водяным знаком в этой купюре было изображение храма.
О строительстве отец Андрей часто говорил на собраниях сестричества, задолго до поездки. Надо сказать, я пребывала в устойчивом недоумении по этой теме. После очередных слов «мы будем строить храм и монастырь» я окинула взглядом потенциальных строителей — сидящих рядом сестер — и с грустью представила себя с тележкой цемента… Помню, подумалось: «У меня работа, аспирантура, два отделения в больнице, а тут еще стройка… Вот напасть».
Но строительство оказалось очередным Христовым чудодейством. Необходимость возведения храма была очевидной. В отделениях совершали таинства Исповеди и Причастия, а значит — нужна литургия.
Длительное время разрешалось служить в Центре реабилитации, где причащались те, кого отпускали из отделения. Первая пасхальная литургия была в вестибюле одного из корпусов, и люди, идя на работу, становились участниками Величайшего Праздника.
И вот после поездки на остров стало ясно — храму быть! В какие-то кратчайшие сроки нашлись необходимые специалисты, приходили и доброхотно желающие потрудиться. И первые из них были с именем Николай. А как же? Храм в честь святителя Николая. Многие приходили из наркологических отделений. Таких делателей избрал себе Бог.
К тому времени сестричеству передали бесхозные заброшенные земли, на которых впоследствии немалым подвигом и великими трудами сестер и братьев было создано подворье с его корпусами, фермой, хозяйственными постройками и — храмом в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». А тогда на эти заброшенные, необжитые земли приходили такие же брошенные люди: кто после отсидки, кто бездомный, а кому — некуда податься…
И начиналась для них лютая битва за воскресение души человеческой.
Всесильный Бог наш ведет Свое святое строительство внутри и вокруг человека, несмотря на противление греха, по вечному утверждению Своему, что сила Божия в немощи человеческой совершается…
Первая служба в храме под открытым небом была совершена на Вход Господень в Иерусалим. Помнится, когда-то на мое желание паломничества на Святую Землю отец Андрей сказал: «Здесь наш Иерусалим». Вот и вошел Господь в Иерусалим здешний… и, думается, пребывает в нем.
Хочется быть верным. Всякий раз, когда слышишь в себе малодушное отречение от чужой боли, обстоятельств, мучительных переживаний, неизменно помнится жгучее: Симоне Ионин, любиши ли Мя? (Ин. 21: 16) И твердое «да» надо ответить жизнью, а не словом только…
Поселок Новинки. Сейчас к нему ведет широкая дорога, обычно насыщенная движением транспорта, по одну сторону от которой виден храмовый комплекс Свято-Елисаветинского монастыря. И как когда-то были, как сейчас есть и, думается, всегда будут те, кто на Божий зов: «Гряди по Мне» — ответит согласием.
07.12.2022