X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В храме Божии ясно Дева является…»

введение во храм Пресвятой Богородицы богословие службы

О службе Введения во храм (великая вечерня)

4 декабря мы празднуем Вход во храм Пресвятой Богородицы. На службе вечером будут звучать красивые и интересные песнопения. Рассмотрим самые важные из тех песнопений, что поются на великой вечерне…

Стихира, глас 1:

Днесь, ве́рнии, ликовству́им, / во псалме́х и пе́снех Го́сподеви пою́ще / и чту́ще Того́ свяще́нную Сень, / одушевле́нный Киво́т, невмести́мое Сло́во вмести́вшую: / приво́дится бо Го́сподеви, / па́че eстества́ пло́тию младе́нствующи, / и святи́тель вели́кий Заха́рия / прие́млет с весе́лием Сию́, / я́ко Бо́жие Жили́ще.

Эта стихира поется в начале службы на «Господи, воззвах». «Днесь, вернии, ликовствуим!..» Не просто возрадуемся, а возликуем, то есть исполнимся веселия, когда хочется от радости петь и танцевать! Мы привыкли понуждать себя к церковной службе, отдавая «долг» Богу, но истинную ценность имеет радостное душевное расположение, с которым человек приходит в храм либо совершает ту или иную добродетель. «…Во псалмех и песнех Господеви поюще…» Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы, — говорит Священное Писание (Иак. 5: 13). Ничто не выражает радость лучше, чем великолепные псалмы Давида. В основном всё наше богослужение состоит из псалмов и песней псалмов, символизирующих Ветхий Завет, и песней, написанных в новозаветную эпоху. Поэтому призыв воспевать Господу «во псалмех и песнех» — это приглашение Церкви к участию в церковной службе вообще.

«…И чту́ще Того́ свяще́нную Сень, / одушевле́нный Киво́т, невмести́мое Сло́во вмести́вшую…» Понять фразу «священная Сень» поможет аналогия с почитанием святых мощей либо особо чтимых икон, над которыми устраивается сень — искусно сделанный навес. В условиях жарких стран сенью называется открытое помещение под тенью, дающее прохладу в зной.

 

сень

Божия Матерь и явилась таким «помещением», под тенью которого находит приют Сын Божий, воплотившийся от Духа Святаго. И «одушевленным Кивотом» Пресвятая Богородица называется потому, что как в священном кивоте (золотом ящике, где хранились величайшие сокровища Ветхого Завета — манна небесная и жезл Ааронов процветший) должен будет зачаться и быть рожденным на земле Сам Небесный Царь.

 

священный кивот

 

Стихира, глас 1:

Да ра́дуется днесь Не́бо свы́ше, / и óблацы весе́лие да кропя́т / о зело́ пресла́вных вели́чиих Бо́га на́шего: / се бо Дверь, на восто́ки зря́щая, / ро́ждшися от непло́дове безпло́дныя по обетова́нию / и Бо́гу освяще́на бы́вши в жили́ще, / днесь в храм я́ко непоро́чное приноше́ние приво́дится, / да ра́дуется Дави́д, бряца́я в гу́сли: / приведу́тся, рече́, Царю́ де́вы в след Eя́, / бли́жния Eя́ приведу́тся внутрь ски́нии Бо́жия, / внутрь очисти́лища Eго́, / воспита́тися в жили́ще / пре́жде век от Oтца́ нетле́нно Ро́ждшагося / во спасе́ние душ на́ших.

Под звуки этой стихиры священники во время всенощного бдения выходят из алтаря в притвор для совершения праздничной литии (долгой молитвы). Мы уже говорили о том, что в храме «небо и земля становятся ближе». Так, если в стихире на «Господи, воззвах» речь шла о «верных», то есть нас, пришедших в церковь, то в стихире на литии воспевается радость Небесных Сил: «Да радуется днесь Небо свыше…» И эта радость пусть проливается на нас с небес, подобно каплям дождя из облаков: «…и облацы веселие да кропят…»

Божия Матерь называется здесь «Дверю, на востоки зрящею». Это один из ветхозаветных образов пророчества о Христе, записанный пророком Иезекиилем (см.: Иез. 43: 27; 44: 1–4). …И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена (Иез. 44: 1, 2). Вратами, через которые со стороны востока (откуда восходит Солнце Правды) входит в земной, телесный мир Сын Божий, называется Пресвятая Богородица.

 

иерусалимский храм

«…Бо́гу освяще́на бы́вши в жили́ще, / днесь в храм я́ко непоро́чное приноше́ние приво́дится…» Входом во храм Приснодева Мария получает освящение, как освящают дом или церковь, чтобы в них жила благодать, а в данном случае — Сама Воплотившаяся Благодать. И одновременно Пресвятая Богородица становится благоуханной Жертвой, «непорочным приношением», лучшим произведением человечества, которое в этот день приносится в храм — на службу Богу.

«…Да ра́дуется Дави́д, бряца́я в гу́сли: / приведу́тся, рече́, Царю́ де́вы в след Eя́, / бли́жния Eя́ приведу́тся внутрь ски́нии Бо́жия…» Среди радующегося сонма небесных жителей особое внимание придается образу царя Давида, который в 44-м псалме, вдохновленный Духом Святым, писал о Божией Матери: Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44: 15, 16). Как это похоже на то, что мы празднуем в день Входа Пресвятой Богородицы во храм! Как будто царь Давид видел события праздника, живя за тысячу лет до Рождества Христова!

 

царь давид играет

 

Стихира, глас 5:

Ра́дуйся, Не́бо и земля́, / Не́бо У́мное гряду́щее зря́ще, / в Боже́ственный дом воспита́тися че́стно, / Де́ву eди́ну и непоро́чную, / к Не́йже, дивя́ся, Заха́рия вопия́ше: / Две́ре Госпо́дня, хра́ма отверза́ю Тебе́ двéри, / ра́дующися, в нем ликовству́й, / позна́х бо и ве́ровах, / я́ко уже́ избавле́ние прии́дет проявле́нно Изра́илево / и роди́тся из Тебе́ Бог Сло́во, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

В стихире на стиховне «небо и земля» упоминаются вместе, будто отверзлось небо, и торжествующая небесная Церковь во время службы соединилась с воинствующей (против духов злобы поднебесных), земной. Ведь цель Боговоплощения и есть соединить небо и землю, Божественное и человеческое в деле Спасения. Божия Матерь в этой стихире называется «Небом Умным». Умное — значит постигаемое нашим умом. Мы в уме своем можем увидеть будущее предназначение Пресвятой Богородицы стать Небом. В каком смысле Небом? Если Христос, Бог наш, сравнивается с Солнцем, Небесным Светилом, то Кто Богородица Дева как не Небо, на Котором это Солнце восходит?

 

небо солнце

А для чего Матерь Божия вводится в ветхозаветный храм, который называется здесь «Божественным домом»? Ответ тоже звучит в стихире: чтобы «воспитатися честно». То есть чтобы быть выращенной в благочестии, достойной чести стать Матерью Сына Божиего, Богочеловека. Сам пророк Захария «дивится», уразумев, что, «отверзая двери храма» юной Девице, он вводит во храм «Дверь Господню», через Которую в земной, телесный мир войдет воплотившийся Бог!

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние / и челове́ков спасе́ния пропове́дание / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: / ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

В конце великой вечерни звучит тропарь праздника — главное песнопение дня, которое будет много раз повторяться и на вечерней службе, и на литургии. «Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние…» Ныне настал день, когда воля Божия о спасении мира становится явью, хотя мы еще не видим самого Рождества Спасителя, а только его «предображение», еще совсем юную Деву Марию. «…В хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется...» Ясно — значит торжественно, светло, празднично, как бывает торжественным и праздничным ясное небо. «Той и мы велегла́сно возопии́м: / ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние». Слово «радуйся» используется в греческом языке в смысле приветствия. Вместо обращения «здравствуй» при встрече там говорили «радуйся». Так мы приветствуем Божию Матерь, входящую во храм, ставшую «исполнением Зиждителева смотрения», то есть Промысла Создателя мира о нашем спасении...

 

введение во храм

Это были важнейшие песнопения великой вечерни праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Во время службы мы призваны приложить небольшое усилие, чтобы услышать и постичь богословское содержание праздничных текстов. В этом состоит уважение к празднику и маленький шаг ко спасению.

03.12.2022

Просмотров: 93
Рейтинг: 4.7
Голосов: 19
Оценка:
Комментировать