X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Гражданин Неба. Иеромонах Василий (Росляков)

иеромонах Василий Росляков Оптина Пустынь

«В жертву Богу приносится лучшее».
(Сщмч. Иоанн Восторгов)

Есть люди, которые живут на земле недолго, но оставляют очень глубокий след. Они сотворены для Неба, и их дорога идет вертикально вверх. Одной из таких личностей был иеромонах Василий (Росляков). Только Господь знает, сколько мальчишек и девчонок, прикоснувшись в 90-е годы к его жизни через книгу «Пасха Красная», стали иноками, монахинями, священниками. Не говоря уже о тех, кто был с ним знаком и в какой-то момент сподобился идти по жизни рядом.

 

отец Василий в мантии

И это не только потому, что отец Василий близок по времени и совершил свой христианский подвиг около тридцати лет тому назад. Очень созвучен верующему сердцу его путь, открытый Богом уже после мученической кончины: верный, прямой, как у флагманского корабля, по-святоотечески трезвый, царственный. Как вспоминают оптинские монахи, «отец Василий шел тем единственным путем, о котором говорили святые отцы, — трезвения, молитвенного покаяния и плача. Он выбрал верный курс изначально». И поэтому так влечет идти за ним вслед, без лишних вопросов, в свою меру, и хотя бы в чем-то малом стараться делать так, как поступал он.

 

хибарка преподобного Амвросия

Хибарка преподобного Амвросия, в которой жил в начале своего монашеского пути иеромонах Василий (Росляков)

О внутренней жизни этой удивительной души мы узнаем благодаря духовному дневнику, который будущий мученик стал вести с 1988 года. Глубокий, подлинный путь покаяния, милости Божией, сораспятия Христу и спасения раскрывается в этих строках:

«Порою, когда стою в храме, душу охватывает ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами святые. Взгляды святых обладают непостижимым всеведением. Для них нет в душе моей ничего тайного, всё доступно им, всё открыто. <…> Как страшно сознавать, что некуда спрятать себя, что даже тело не может утаить сокровенных мыслей и чувств. Это осознание лишает душу беспечного равновесия: нечестие и пороки перевешивают собственные оправдания, и непонятная тяжесть наваливается на сердце. Как бы от внезапной боли и тревоги просыпается душа и осознает, что не может помочь себе и никто из людей не в силах помочь ей. Криком новорожденного она вскрикивает: Господи, помилуй, не оставь меня! Всё забыто, всё исчезло, осталась только просьба всего моего существа: души, ума, сердца, тела: "Господи, прости и помилуй!"»

1989 г.

«Монашество — бескровное мученичество. Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, в пути есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука — это предстояние пред лицем собственной беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель. Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божия, и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это всё совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно».

24 апреля 1990 г.

 

святые ворота Оптина пустынь

Святые ворота, Оптина пустынь

«Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу всё, что имеем».

30 апреля 1990 г.

«Возлюбить ближнего, как самого себя, молиться за него, как за самого себя, тем самым увидев, что грехи ближнего — это твои грехи; сойти во ад с этими грехами ради спасения ближнего своего».

1991 г.

«Господи, Ты дал мне любовь и изменил меня всего, и теперь я не могу поступать по-другому, как только идти на муку во спасение ближнего моего. Я стенаю, я плачу, но не могу по-другому, ибо любовь Твоя ведет меня, и я не хочу разлучаться с нею, и в ней обретаю надежду на спасение, и не отчаиваюсь до конца, видя ее в себе».

1993 г.

«Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы дали тебе крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый — это крылья души».

1993 г.

 

родители

Иван Федорович и Анна Михайловна Росляковы с сыном Игорем

Иеромонах Василий (в миру Игорь Иванович Росляков) родился в Москве 23 декабря 1960 года. Отец его, Иван Федорович Росляков, был человек военный. В годы Великой Отечественной войны он сражался на Северном флоте, а затем продолжил службу в правоохранительных органах. Мать Игоря, Анна Михайловна, работала ткачихой на московской фабрике. Игорь был единственным сыном в семье уже немолодых родителей: Ивану Федоровичу исполнилось 43 года, а Анне Михайловне — 40, когда он родился. Крестили его в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского в храме святителя Николая в Хамовниках.

 

отрок Игорь 11 лет

Отрок Игорь, 11 лет

Примерно с девяти лет Игорь стал заниматься плаванием, и это занятие сохранялось в его жизни до ухода в монастырь. Он стал профессиональным спортсменом, участвовал в международных соревнованиях по водному поло во время учебы в школе и университете. Учился прекрасно. По завершении средней школы поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на экономический факультет, а затем перевелся на факультет журналистики. Получил звание мастера спорта. Писал стихи, занимался научной работой. Его рефераты, дипломы оценивали как «блестяще».

Когда Игорю шел 19-й год, внезапно умер отец. Смерть эта была настолько неожиданной, что глубоко потрясла юную душу. Прошла беззаботная детская мечтательность, а на ее место заступила суровая действительность. Он сразу возмужал, стал молчаливым и задумчивым.

 

мастер спорта международного класса

Мастер спорта международного класса

В студенческие годы Игорь нередко бывал на соревнованиях за границей, переписывался с друзьями из других стран. Однажды, когда пришло время ехать на очередные соревнования в Канаду, он попал в список «невыездных». Ему предъявили обвинение в «шпионской связи с иностранными гражданами». Эту несправедливость Игорь переживал сильно. То, что он чем-то расстроен, заметила преподаватель истории, прихожанка одного из московских храмов. Она расспросила юношу и посоветовала обратиться к священнику. Хотя родители Игоря были верующими в Бога людьми, в храм он в детстве не ходил. Так на 20-м году жизни он впервые после своего Крещения переступил порог церковный.

Началась новая жизнь. В 1986 году Игорь Росляков познакомился с иеромонахом Рафаилом (Огородниковым), служившим тогда на приходе в городе Порхове Псковской области. Наставляя будущего инока, отец Рафаил оказал на него огромное влияние, которое благотворно отразилось на его дальнейшем жизненном пути. Игорь очень полюбил этого священника и, уже будучи в монастыре, с благодарностью вспоминал о нем.

 

Игорь Росляков 1989 год

Игорь Росляков, 1989 г.

Постепенно приближаясь к Богу, он уходил из большого спорта, прилеплялся к Печерским старцам, по благословению которых пришел в 1989 году в Оптину пустынь послушником. В летописи обители за 1989 год имеется следующая запись: «17 апреля, 6 седмица Вел. Поста, понедельник, память св. преп. Никиты и Илирика. Сегодня случилось радостное событие. В нашу обитель приняты сразу десять новых насельников. Как же отрадно, что и в наши, без сомнения, последние дни, печально ознаменованные повсеместным отступничеством от Православной Христианской Веры, когда люди предпочитают Истине служение своим скверным страстям и порокам, находятся души, любящие Христа, желающие отречься от лживого мира, взять крест свой и последовать за Тем, Кто пролил бесценную Свою Кровь ради спасения людей от вечной смерти!

Имена сих новых Божиих избранников: Игорь (Ветров), Владимир (Ермишин), Игорь (Росляков), Сергей (Немцев), Николай (Ковалев), Евгений (Лукьянов), Андрей (Карпов), Иадор (Джанибеков), Дмитрий (Рыков), Дмитрий (Батманов). Все они из благочестивых мирян. Один из них — физик, другой — журналист, есть учитель географии и английского, фельдшер... Радостью светятся лица десяти новых насельников обители, избранников Божией Матери и преп. Амвросия».

 

иеромонах Василий Росляков

Иеромонах Василий (Росляков)

5 января 1990 года — постриг в рясофор с именем Василий в честь святителя Василия Великого. 8 апреля — рукоположение во диаконы, постриг в мантию — в Успенском посту того же года с наречением имени Василий в честь московского блаженного. Осенью, 21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила, отец Василий был рукоположен во иеромонаха.

Стремительное шествие за Христом. Всего три земных года составляет его монашеская жизнь, но за это время он взошел от покаянного плача на крест любви Христовой. Дивно звучат слова его последнего интервью незадолго до мученической кончины. В них — духовная мудрость созревшей для вечности души, могущей взять на себя тяготу ближнего и с любовью вести его ко спасению.

Иеромонах Василий (Росляков). Последнее интервью

Пасха 1993 года для отца Василия переросла в Пасху вечную. Пострадав от руки одержимого человека в день Светлого Христова Воскресения вместе с двумя оптинскими иноками, Трофимом и Ферапонтом, отец Василий вошел увенчанным в вечную радость Господа своего.

Потеряв людей в земной жизни, Церковь приобрела ангелов на Небе. Святейший Патриарх Алексий II отцу наместнику с братией прислал телеграмму: «Христос воскресе! Разделяю с Вами и с братией обители Пасхальную радость! Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трех насельников Оптиной пустыни. Молюсь об упокоении их душ. Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего.

Душой с Вами и с братией».

18 апреля 1993 г.

 

Часовня над местом погребения убиенных

Часовня над местом погребения убиенных иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта

Над могилами трех пострадавших за Христа монахов сегодня воздвигнута часовня, в которой всегда есть посетители. Многие за эти почти три десятилетия ощутили духовную помощь по их молитвам. Пусть святые молитвы сподобившихся мученического венца подвижников помогают и нам идти к вечной радости о Господе!

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Жизнеописание оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство (Мученичество в жизни Церкви). Свято-Введенская Оптина пустынь, 2003.
  2. Монахи — возлюбленные дети Господни. — М.: Параклит, 2004.
  3. Небесные ратники. Жизнеописание и чудеса Оптинских новомучеников. — М.: Святитель Киприанъ, 2014.
  4. 78992 - Оптина. (cirota.ru)
  5. Иеромонах Василий Росляков. Последнее интервью. - YouTube

23.12.2022

Просмотров: 310
Рейтинг: 4.9
Голосов: 39
Оценка:
Комментарии 0
29 дней назад
Спаси Господь за чудесную статью об иеромонахе Василие!
Его святыми молитвами и по молитвам иноков Трофима и Ферапонта Господь исцелил от ковида со 100 % поражением лёгких моего дорого мужа.
Слава Тебе, Господи!
Комментировать