X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Свет Божества

свет Божества архимандрит Эмилиан афон

Чтобы обрести переживание Бога, надо пережить тысячу мраков Его отсутствия или Его незримости. Когда же ты через это получишь опыт собственного незнания Бога, когда ты почувствуешь, что погружен во мрак своей греховности и осознаешь полное бессилие, тогда ты удостоишься получить в качестве приданого Божественную благодать.

Как просто и безыскусно сказал один святогорский монах: «Вот, здесь, один раз... вот так! Так (он показывает рукой)... наполнилась келлия моя благодатью... Я хотел убежать, чтобы спрятаться, растерялся! Но встал на колени и поклонился». Этот человек, чувствуя себя недостойным, испугался, но потом покорился, признал присутствие света Божия в своей келлии.

Как нас уверяют преподобные отцы, когда Бог через благодать удостаивает человека, который есть земля и прах, Своего умного чувствования, тогда какие сладости познает он, какое Божественное насыщение! Ангел спускается на землю, и земля не выдерживает его излучения, блеска и сияния (см.: Откр. 18: 1). Бог! Как вынести Его человеку! Но, к счастью, Бог постоянно уменьшает Себя, точно так же, как Он прячет Себя и нестерпимую Свою славу в кусочке хлеба, который становится Божественным Причастием…

Когда внезапно врывается яркий свет, мы закрываем глаза. Когда свет перед глазами нашими сильнее, чем мы можем вынести, то он воспринимается как мрак.

Подумай и ты о своей повседневной жизни. Ты не выносишь света, не научился его искать? Переживи, по крайней мере, веру и упование на Божественный свет во мгле своих душевных мучений — борьбы, страсти, надежды, в разочарованиях, которые ты переживаешь. А за внешней мглой скрывается реальность, свет Бога. Наша собственная мгла, «сумерки» нашего сердца — как часто говорим мы: «У меня внутри тяжело, мрачно» — за всем этим станет, в конце концов, присутствие скрывающегося в нем Бога.

Конечно же, Бог есть Свет. Он посещает монаха, который живет у себя в келлии. Свет Его Божества входит даже в самую темную келлию. И даже когда воздух не находит ни единой щели, чтобы просочиться, а вода — расщелинки, чтобы влиться, то Божественный свет, Бог, заходит и обнимает тебя. Свет, который никогда не иссякнет, заставляет тебя всегда — и в падении, и на вершине страсти — быть членом честного Его Тела.

Всесветлый Бог делает и нас светом. Его свет ради нас становится мраком, потому что мы не выдерживаем и не ищем его: мы бежим его так же, как мы боимся ответственных решений и геройских поступков. «Божественный мрак есть неприступный свет, в котором, говорят, живет Бог», — напоминает один церковный писатель. Эта тьма, этот мрак, собственно, является светом, где живет Бог. Он, «везде сый и вся исполняяй», ограничивается, скрывает Себя там. Он населяет мир светом.

Отважимся ли мы смотреть прямо на солнце, когда оно сияет всеми своими лучами? Но если его прикроет облачко или мы возьмем затемненное стекло, то можем смело поглядеть на него. И небольшой, ограниченный ум человека с легкостью принимает решение жить в отвратительной мгле, а не на Небесах, искать Христа во мраке. Потому снижается Бог до уровня нашей слабости и ежедневно прячется. С каким смирением скрывается Он, положи тму закров (Пс. 17: 12), по слову псалмопевца, поскольку мы стоим пред величием славы Его, дерзновенно ищем Причастия.

Источники:

  1. Эмилиан, архимандрит. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. — М.: Изд-во храма Святой мученицы Татианы, 2002.
  2. Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

22.11.2022

Просмотров: 31
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать