X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Созидать в себе внутреннего человека

созидание внутреннего человека протоиерей Андрей Лемешонок

Поздравляю вас с предстоящим началом Рождественского поста! Еще в этот день будет праздноваться память преподобного Паисия Величковского — монаха, который жил в XVIII веке и возрождал духовное делание. В то время в России во многом уже было утрачено святоотеческое понимание духовной жизни. Иноки, конечно, трудились, не жалели себя для Бога — посты, стояния, длительные службы. Но всё это часто ограничивалось внешним деланием. А Паисий Величковский стремился направить усилия на формирование и развитие внутреннего человека. Он учился духовной жизни на Афоне, впитал там всё лучшее и потом стал создавать монастыри в Молдавии. Его ученики схимник Феодор, иеромонах Клеопа стали, в свою очередь, наставниками Льва Оптинского, первого старца. И отсюда уже пошла плеяда старцев Оптинских.

Мы пришли к Богу не для совершения каких-то внешних подвигов — «лоб разбить», а для того, чтобы преобразиться внутренне. Для этого возникло старчество, откровение помыслов, для этого необходима неустанная внутренняя работа. Без такого духовного делания не будет и результата. Стяжай мир внутри себя, вниди в клеть твою (Мф. 6: 6), затворись… Вот почему так важно человеку начинать внутреннюю работу, следить за своими чувствами и мыслями, открывать их на исповеди. И не доверять себе. Огромная заслуга преподобного Паисия состоит в возрождении духовной жизни, в центре которой не внешнее плетение волос (1 Пет. 3: 3), не внешний подвиг, а внутренний потаенный человек, его сердце. Он стал вдохновителем новой, если можно так выразиться, волны монашества, возникшей в России благодаря его ученикам. Многие не понимали их, было даже противление, но так всегда бывает в этом мире.

Какая великая милость Божия, что мы сегодня вместе, что нас ничего не пугает. В мире сейчас люди разделяются, обособляются: всё можно сделать дистанционно. Эти изобретения современности лишают человека общения. Можно учиться «на удаленке», работать «на удаленке», даже любить «на удаленке». «Я люблю!» — «А ты видел свою любовь?» — «Мы так, общаемся на расстоянии…» Что это за общение? Это не смешно, а ужасно! Человека начинают воспринимать как источник заразы и страха, и мы боимся: «Не кашляй! Не дыши на меня! Я хочу долго жить!» А что в Церкви? Нас Господь соединил, связал Своей любовью, мы — Единая Соборная Церковь. И какая радость, что мы являемся членами Русской Православной Церкви! Врата адовы не одолеют ее (ср.: Мф. 16: 18), ибо там молятся за нас святые. И как бы мир ни разыгрывал свои сценарии, чтобы разделить Церковь, чтобы мы боялись подойти друг к другу, мы будем вместе, потому что с нами Христос. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

Как бы враг ни пытался внушить панику и страх, неверие и сомнение, как бы ни нападали со всех сторон на нашу Русскую Православную Церковь, она жива и будет жить. Там молятся Паисий Величковский, император Николай, царица Александра и их дети, там молятся Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Силуан Афонский и другие старцы, там молятся за нас и новомученики. Кто и как нас победит? Мы под покровом Церкви, и нам не страшен никакой вирус, никакие бури, которые, естественно, будут. Можно представить общество будущего — все в скафандрах, все друг друга боятся, и кругом вирус. И горстка людей — со Христом. Таких будет немного, мир будет стараться всех сделать одинаковыми. Но мы не одинаковы — мы разные, но вместе, потому что с нами Христос. Нам не нужно становиться обезличенными роботами, нам нужно каждому развиваться духовно. Придет время — неизвестно когда, но оно придет, — когда нам придется войти в вечную жизнь. И для этого душа должна жить полноценно. Она должна учиться любви и вере. В этом наша жизнь и наше спасение.

Мы со Христом, и Христос нас никогда не предаст, никогда не оставит. Как бы ни сложились обстоятельства, только бы не отступить от Христа, не пойти на поводу у человеческих мудрований и страхов. Там, где Христос, там и жизнь. А сегодня Христос в вас. Церковь — это не что-то абстрактное, это люди, которые собрались во имя Христа, соединились с Его Телом и Кровью и побеждают этот мир. Как говорил преподобный Николай Сербский, каждая литургия — это атомная бомба в ад. Это победа Бога.

Помоги и сохрани всех Господь!

Проповедь после Божественной литургии 28.11.2021 г., день памяти Паисия Величковского (1794), начало Рождественского поста

28.11.2022

Просмотров: 125
Рейтинг: 4.1
Голосов: 26
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад

Герасимов Андрей

1 год назад
Спасибо, Батюшка Андрей! Очень хорошая проповедь!
Андрей, работник социальных мастерских прихода Храма Всех Скорбящих Радость.
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать