X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Иов Почаевский. Подвиг веры

преподобный Иов Почаевский защитник веры

10 ноября — день памяти преподобного Иова Почаевского

 

«Радуйся, светило, на западе России в просвещение наше возсиявшее».
(Икос 4 акафиста прп. Иову Почаевскому)

Светильником, во тьме светящим, был для своего времени преподобный Иов Почаевский. Остается он им и поныне. Господь судил ему подвизаться в непростое время, на перекрестке держав и конфессий. Только подобные святому Иову столпы духа могли встать на защиту Православия и противостать тем испытаниям, которые выпали на долю верующих.

Говоря о судьбах христианства на Руси, нельзя обойти трагические события XVI века, когда насильственному окатоличиванию подвергалось генетически православное население. Наступление на Православие в юго-западной части Руси велось в двух направлениях. Во-первых, оказывалось давление на православную аристократию путем лишения привилегий и запрета занимать государственные должности. Во-вторых, сильнейшему давлению подвергались православные иерархи. От них требовали подчинения Римскому папе.

Ситуация коренным образом ухудшилась после измены Православию сразу нескольких православных епископов, тайно посетивших Ватикан и, без ведома православной паствы, присягнувших римскому понтифику. В 1596 году они собрали собор и, несмотря на сопротивление православного народа и рядового духовенства и постановления параллельно проведенного Православной Церковью Собора, объявили унию с Римо-Католической Церковью. Католическое правительство Речи Посполитой, в состав которой входила на тот момент Киевская митрополия, поддержало унию. Это было искусственное образование, ставшее церковно-политическим инструментом римско-католической экспансии, настойчиво и целеустремленно проводившейся на протяжении XVII и XVIII столетий.

Переход епископов в унию резко ухудшил положение православных. Они были лишены возможности добиваться защиты своих прав законным порядком и защищались от католическо-униатского натиска как могли. Одним из оплотов Православия и стал преподобный Иов Почаевский.

«Возсиял еси, яко заря, не от востока, но от запада Российскаго восходящая, угодниче Божий, егда нужд ради церковных от обдержащия унии был еси в богоспасаемем граде Киеве на соборе святых отец, идеже, во святей Киевопечерстей Лавре, еяже преподобными отцы, от злаго нашествия Батыева спасавшимися, и обитель Почаевская древле основася, клятвенно обещался еси купно со иными в вере Православней, отечестей, крепко и неизменно стояти, николиже и никакоже о отступлении в иноверие не мыслити и к сему всероссийский народ увещевати, да слышиши от всех: радуйся, ясное зерцало апостольских преданий; радуйся, живоприимный источниче истинных Кафолических правил; радуйся, еретических баснословии премудрый истребителю; радуйся, глубины Православных догматов искусный измерителю: радуйся, Божественный органе, возшумевший нам учение спасительное; радуйся, Иове, преславный угодниче Божий и обители Почаевския украшение».

(Седален, глас 3)

 

карта родных мест преподобного Иова

Карта родных мест преподобного Иова Почаевского

Преподобный происходил из дворянского рода, хранившего верность Православию. Родился он в 1551 году в семье Иоанна и Агафьи Железо на Покутье (в Прикарпатском крае, близ города Коломыи) и при крещении был наречен Иоанном.

С ранних лет Иоанн обнаружил в себе стремление к уединенной и благочестивой жизни. Ему не исполнилось и десяти лет, как он оставил свой дом и «уклонившись от очей любимых родителей», тайно удалился в ближайший Угорницкий монастырь, где попросил игумена «дозволить ему служить братии». Уже тогда «прозорливый настоятель провидел в нем избранника Божия и в нем имеющую быть Божию силу», — пишет первый жизнеописатель преподобного, ученик его и преемник на игуменском служении Досифей.

Юный послушник, стараясь «угодить каждому из наименьших монастырских работников», заслужил к себе всеобщее расположение и любовь. Игумен, видя «его добрые нравы, кротость и глубокое смирение», принял его в число иноков и на 12-м году жизни постриг в монашество с именем Иов.

Угорницкий настоятель не ошибся в своем послушнике, признав в нем «доброго воина» Церкви. В 30 лет Иов был рукоположен во священника и вскоре после этого пострижен в схиму, «ради невместимой в сердце своем благодати Божией, которою всегда усердно горел», как пишет о том Досифей. При новом пострижении к преподобному вернулось прежнее имя Иоанн — в память святого Иоанна Предтечи.

 

князь Константин Острожский

Князь Константин Константинович Острожский

Выдающуюся роль в защите православной веры, языка и культуры играли православные братства. Первое из них возникло в 1584 году в Вильне, следующие во Львове и других более или менее крупных городах. В начале XVII века почти при каждом православном храме и монастыре действовали братства. Они поддерживали Православие, защищали священников и храмы, занимались устройством школ, типографий, приютов, больниц — были основой духовной, общественной и культурной жизни православных. Одним из основателей православных братств в 1572–1580 годах был князь Константин (Василий) Острожский. Братства в Слуцке, Турове, Владимире Волынском, знаменитая академия в его родном Остроге на Волыни стали настоящими центрами духовной культуры, притягивая к себе наиболее одаренных православных ученых, богословов и педагогов.

Князь Константин, услышав о редких добродетелях преподобного Иова, обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить святого в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Князь не оставлял надежды, что преподобный своими подвигами и просвещенностью в православной вере сможет возродить монашескую жизнь в его владениях. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более 20 лет. При нем братство монастыря в значительной степени пополнилось, нормализовалась монашеская жизнь.

 

Острожская Библия Ивана Федорова

Острожская Библия Ивана Федорова, 1581–82 гг.

Одним из главных послушаний в монастыре было переписывание и распространение книг — творений святых отцов и учителей Церкви. Книги и проповеди на тот момент были единственной опорой для православных против латино-польских притязаний. По благословению святого в 1581–1582 годах князь Константин издал в своем родовом имении — г. Остроге — первопечатную Библию на церковно-славянском языке, на десятилетия ставшую опорой для православных.

До нас дошли поучения преподобного Иова, собранные и написанные им при жизни. Изданы они были в конце XIX века профессором КДА Н.И. Петровым под названием «Пчела Почаевская».

«Церкве Российския Православный истинный сын, возведи, Богоблаженне, окрест очи твой и виждь: се бо приидохом к тебе, чада твоя, от востока, севера и юга, и от запада сродницы твои душею и всем помышлением своим устремляются к тебе, на святую гору твою Почаевскую, от унии к праотечестей вере возвратитися желающе, ихже в единое воистинну святое соединение с нами призови, да, спасаемии на лоне Церкве Православныя о Господе, единеми усты и единем сердцем исповедуем Его вси, с Безплотными лики величающе».

(Тропарь 9 песни канона прп. Иову Почаевскому)

Стремясь к отшельническим подвигам и тяготясь игуменством, в 1604 году преподобный переселился на гору Почаевскую, где издавна селились многочисленные «безмолвия рачители». Однако едва святой Иов успел обосноваться на горе, как почаевские иноки, почувствовав в нем великую духовную силу, единодушно и со слезами снова поставили его игуменом и начальником общежития. Преподобный ввел в своей обители древний Студитский устав, устрояя жизнь в ней по примеру Киево-Печерской лавры.

«Радуйся, Троицы Живоначальныя, во Еяже имя новый храм сам освятил еси, избранный поборниче;

Радуйся, Пречистыя Богородицы, ради стопы Ея и иконы Почаевския, преизящный поклонниче.

Радуйся, яко ревнуя о благоустроении обители твоея, своими руками сады на горе Почаевстей насаждал еси;

Радуйся, яко снабжения ради обители и всея веси Почаевския водою самоличне пруды у подножия горы Почаевския ископал еси.

Радуйся, всё монастырское имущество во бдениих своих, наипаче же нощию, многократне от татей хранивый, и сих тобою уловляемых на путь истинный наставляяй;

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение».

(Икос 7 акафиста прп. Иову Почаевскому)

Преподобный прилагал труды, благоустраивая обитель, защищал Православие, писал книги и нес свои, только Богу ведомые, подвиги. Досифей, описывая его житие, добавляет: «Если бы каменная пещера, в которой обитал он, имела уста, то она поведала бы нам все тайные подвиги сего многострадального Иова по слову евангельскому: аще люди умолкнут, камени возопиют» (ср.: Лк. 19: 40).

От многодневных стояний на молитве ноги у преподобного Иова отекали так, что покрывались язвами, следы от которых до сих пор остались на его нетленных мощах. Так молился он, по слову того же ученика его, «о благосостоянии света, во зле лежащего».

 

вход в пещеру преподобного Иова

Вход в пещеру, где, по преданию, молился преподобный Иов Почаевский

Господь благословил угодника Своего долгим веком: он прожил ровно 100 лет. За неделю до кончины, 3 ноября 1651 года, преподобному было откровение о точном дне его успения. 10 ноября он сам отслужил Божественную литургию и, попрощавшись с братией, без всякой болезни мирно отошел ко Господу «в тот же самый час, который предсказал».

 

рака с мощами преподобного Иова

Рака с мощами преподобного Иова в пещерном храме Почаевской лавры

 

Нетленная рука прп. Иова Почаевского

Нетленная рука прп. Иова Почаевского

Семь лет и девять месяцев пролежало тело почившего игумена Иова в земле после погребения. Над могилой преподобного люди видели иногда свет. Однажды святой явился в сонном видении тогдашнему Киевскому митрополиту Дионисию Балабану со словами: «извествую твоему преосвященству, яко тобою хочет Бог открыти кости мои». Митрополит, как человек достаточно просвещенный, хотя и узнал старца, не спешил тотчас верить и следовать снам. Тогда преподобный явился Дионисию снова и снова, и на третий раз уже присовокупил, что за свое неверие тот будет наказан. Тогда архиерей понял, что это воля Божия, и в тот же день отправился в Почаевскую лавру. Расспросив о жизни почившего игумена, он велел немедленно открыть его гроб. Мощи были найдены «без всякого истления, как бы того же часа погребеныя, и исполненные необычного благоухания». Нетленные останки преподобного Иова были перенесены митрополитом Дионисием с подобающими почестями при большом скоплении народа в недавно воздвигнутую церковь Пресвятой Троицы.

Память преподобного Иова совершается несколько раз в году: 10 сентября — в день обретения мощей, 19 мая — в день тезоименитства и 10 ноября — в день преставления.

 

торжества в Почаевской лавре

Торжества в день памяти прп. Иова Почаевского в его родной обители

«Днесь ликует твоя Лавра, преподобне отче Иове, и вси людие твоя мощи лобызати подвизаются, демони твоея благодати трепещут и ангели о твоем заступлении радуются. Мы же непрестанно вопием: утверди твоими молитвами православных веру, житие наше исправи и спасение испроси душам нашим».

(Стихира на литии прп. Иову Почаевскому)

В нашей обители мы можем отслужить молебен Пресвятой Богородице Почаевской или преподобному Иову.

Для того чтобы подать записки о здравии вас и ваших близких, перейдите по ссылке >>

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Свято-Успенская Почаевская лавра. Историческое повествование. — Почаев, 2007.
  2. А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2, Москва, 2000.
  3. Дикий А. «Неизвращенная история Украины-Руси» (Источник взят на kiev-security.org.ua).
  4. Преподобный Иов Почаевский / Монастырский вестник (monasterium.ru)

10.11.2022

Просмотров: 948
Рейтинг: 4.9
Голосов: 20
Оценка:
Комментировать