Пономарь
Здесь не важно, откуда ты, кто твои родители, какое прошлое у тебя за плечами… Здесь важно, в какое будущее, какими глазами и сердцем смотришь. Вадим Фатьянов, пономарь нашего монастыря, пришел к Богу после того, как потерял абсолютно всё: ушли в вечность его родители и брат, он остался без квартиры, неудачно вложившись в бизнес, друзья отвернулись. Но именно в таком, казалось бы, беспросветном тупике Вадим встретил Бога.
— Сейчас я хорошо вижу, как в самые сложные моменты жизни Бог был со мной. Иначе, вероятнее всего, я бы с вами не разговаривал, — делится Вадим. — Отец был летчиком, мама — стюардессой, работали на правительственных рейсах. Начали выпивать. Мне было 16 лет, когда папа умер. Мама горя не выдержала и стала пить еще сильней. Через пять лет мама ушла в вечность. Вскоре погиб и брат. Так за несколько лет я потерял всю семью, остался совершенно один.
Меня преследовала навязчивая мысль, что со мной обязательно что-то случится. Пил успокоительные, не покидало состояние отчаяния и безысходности. Сейчас понимаю, что так дьявол умерщвлял волю, чтобы я перестал бороться.
И в какой-то момент Вадим действительно чуть было не перестал. Продал родительскую квартиру, пытался открыть бизнес. В итоге потерял последнее: ни бизнеса, ни квартиры, ни средств к существованию. Его охватило полное уныние и чувство одиночества. В этих, как тогда казалось, беспросветных обстоятельствах он вдруг решил креститься.
— Не знаю, почему я так решил. Просто почувствовал, что надо. К тому же точно не знал, крещен ли. И как только вышел из купели, впервые за долгое время наконец почувствовал мир, покой и уверенность, что всё будет хорошо.
Приехал в монастырь, жил в вагончике. Господь дал такую благодать, что я по ночам работал — такой энтузиазм был.
Вообще, поначалу мою веру Бог укреплял всевозможными чудесами: всё просимое я получал практически моментально. Помню, в первые дни в монастыре захотелось сладкого. Подметаю, а под ногами — шоколадка.
Но, конечно, случались и удары, испытания. Вскоре Вадима отправили на подворье, куда ехать ему совершенно не хотелось.
— Теперь-то я вижу, насколько всё промыслительно сложилось, но тогда та история стала сильным ударом. Друг дал мне 100 долларов на жизнь, и я на радостях показал их одной матушке. «Ну вот, теперь ты еще и обманывать начал!» — такой реакции я никак не ожидал.
Хорошо помню, как сидел на лавочке возле храма и думал: «А зачем мне это всё надо?» Я уже собирался ехать к другу и, понятное дело, ни на какое подворье больше никогда не попал бы. Но меня спасла белая сестра: проходя мимо, она вдруг остановилась и ни с того ни с сего произнесла: «Делай то, что тебе говорят». Только за это чудо, за ее прямоту я принципиально поехал на подворье.
Ехал туда через силу, но как только зашел в подворский храм, явно ощутил, что Бог меня от чего-то спас. И почувствовал такую радость! Буквально слезы потекли, настолько был благодарен Богу, что Он меня не оставил. Сейчас я понимаю, что через ту монашествующую сестру действовал Господь, и очень ей благодарен.
Как-то на подворье Вадиму приснился сон, что он стоит в алтаре. Стать пономарем было его давней и, как казалось, недосягаемой, неисполнимой мечтой. Но через несколько месяцев отец Андрей Лемешонок благословил Вадима помогать в алтаре.
— Алтарь — это образ Неба. Послушание там для меня как глоток воздуха в этом мире. С одной стороны, нужно приложить массу усилий: едешь в храм, и война идет — тело ломает, мысли разбегаются, усталость с ног валит… Но побудешь на службе, и остается только благодарность. Главное — помнить, что Господь дал послушание в алтаре не потому, что ты ближе к Богу или кого-то лучше, а чтобы удержать в вере.
По словам Вадима, негласное правило хорошего пономаря звучит так: делай всё, что нужно, но при этом чтобы тебя не было видно. А ведь на алтарниках действительно немало обязанностей: следить за службой и вовремя подавать всё необходимое, зажигать и выносить свечи, кадило, открывать и закрывать царские врата. При этом нужно прийти за час-два до службы, подготовить облачения и сосуды, разложить записки, а после навести порядок, то есть уйти позже всех.
— Когда-то после прочтения книги отца Андрея я подумал, что было бы хорошо хоть раз попасть к нему на исповедь. Я и мечтать не мог пономарить вместе с ним. Мне кажется, через такое послушание батюшка дает человеку шанс и молится, чтобы тот за этот шанс уцепился. Господь всегда умножает благие намерения: только подумай хорошее, и, если тебе полезно, всё сложится наилучшим образом. Так было и со мной.
Лично мне нельзя оставлять монастырь, Церковь, Причастие, исповедь. Наверное, кто-то может и без этого жизнь прожить и не упасть, но мне никак нельзя. Люди с таким прошлым, как у меня, у Бога на коротком поводке. Вот почему так важно понимать, что без Церкви ты погибнешь. И тело, и душа.
Всегда будет множество искушений не дойти до храма. Но нужно вновь и вновь напоминать себе, что без Христа ты погибнешь, и тащить свое бренное тело на службу.
Как только дьявол ни работает над тем, чтобы тебя убить!.. Но если удержаться — будет победа. Мне вообще иногда кажется, что Бог меня помиловал, чтобы я молился за свою семью: за маму, папу, брата. Если я им хоть чем-то помогу там, в вечности, это будет самое большое чудо, победа над смертью.
Еще Вадим говорит, что отец Андрей тонко чувствует состояние человека и соответственно себя ведет: может неожиданно утешить и одарить любовью, а может, наоборот, проявить сдержанность и даже строгость.
— Батюшка у нас, конечно, необычный. Он на каждого человека смотрит индивидуально, чувствует его состояние. В этом и заключается дар отца Андрея. Иногда приходишь в алтарь, нагрешил, думаешь: «Сейчас еще и батюшка отругает», а он одаривает тебя такой любовью… После этого понимаешь, насколько недооцениваешь ни Бога, ни отца Андрея. А бывает, летаешь в облаках, и тогда, наоборот, он может проявить строгость. Поэтому я уже давно ничего из себя не строю: какой есть, такой есть. Но я давно убедился: через отца Андрея Бог явно действует в моей жизни.
Вадим уверен, что только по молитвам отца Андрея он познакомился со своей женой Надеждой, которая приняла его со всем его богатым прошлым и совсем скромным настоящим.
— Прошло два месяца, как я стал пономарить, и как-то в автобусе увидел свою будущую жену Надежду. Она ехала на службу в наш монастырь. И хотя предложить мне ей, по большому счету, было нечего, я почувствовал, что нужно обязательно познакомиться. Она стояла в очереди на исповедь, когда я решился подойти, оставил свой номер. Молился, и через две недели Надя мне позвонила.
Я сразу же рассказал всю правду о себе. И очень благодарен своей любимой за то, что она поверила в меня. И за то, что вытерпела в период моего неофитства. Я очень сильно давил. Не представляю, как она удержалась в Православии с моим напором. Тогда ведь казалось, что ты святой, всё знаешь и сейчас всем расскажешь… Хотя я скучаю по тем временам, потому что была вера, близость Бога. А сейчас до храма дойти — уже победа. Но меня жена очень поддерживает, только грамотно, без такого сумасшедшего давления, которое было у меня. Каждый день благодарю Бога за встречу с Надеждой. Без нее меня бы не было. Я безгранично ее люблю и искренне благодарен за всё, что она делает для меня.
Долгое время Вадим трудился в монастыре, сейчас по благословению отца Андрея временно работает в миру. Быть христианином в современном обществе — дело непростое. Но, с другой стороны, именно в такие моменты остро ощущаешь, насколько тебе нужен Бог.
— В миру труд отличается от работы в монастыре, честно скажу. Монастырь есть монастырь. Говорят: «Бог везде». Может, для кого-то это и так, но лично я чувствую большую разницу: трудишься ты для Бога или работаешь на дядю.
Монастырь — настоящее чудо. Он спасает многих, особенно тех, кто хочет держаться Бога.
С другой стороны, именно в миру я прочувствовал цену каждого слова, которым ты можешь повернуть человека к Богу или, наоборот, навсегда отвернуть. Вот почему так важно внимательно следить за собой. Вообще, мне батюшка сказал отвечать только тогда, когда спрашивают. Я так и делаю. Бывает, работаешь, и внезапно кто-то что-то спросит про веру. Помолишься и говоришь то, чего ты знать не мог. Для меня это большое чудо и большое утешение. А бывает, и хулят Церковь сильно, и про монастырь плохо говорят. Опять молишься, просишь Бога дать нужное слово, спокойно переубедить. В миру явно видишь, какая ожесточенная борьба идет за каждую душу.
— К сожалению, как правило, к Богу приходят именно через страдания. Такой Божий знак, встряска, холодный душ.
Таким образом Бог хочет тебе что-то сказать. Но чтобы услышать ответ, обязательно нужно смириться. И тогда ответ приходит: через человека, книгу, просто фразу по радио... Но если не смиряешься, ничего не заметишь, только обозлишься.
Сложность заключается в том, чтобы внимательно заглянуть в себя и понять, почему в твоей жизни произошли те или иные трудности. Столкнуться с собой непросто. Но если действительно хочешь услышать Бога, нужно подготовить почву, где Он сможет действовать, — нужно молиться. Как святые отцы говорят про монахов: «Ты сиди в келье, и Бог тебе всё откроет». Для нас действует похожее правило: ходи на службы, и Господь тебе всё откроет. Вот на что нужно себя понуждать.
Отец Андрей говорит, что один раз человек переживает встречу с Богом, а потом за нее нужно каждый раз бороться. Да, с одной стороны, такая борьба означает постоянное понуждение, преодоление. Но, с другой стороны, отказ от греха означает обретение свободы. Ты знаешь, за что борешься; видишь, что тебя сковывает, и, отбрасывая ненужное в сторону, постепенно обретаешь свободу. Один раз встретившись с Богом, ты дорожишь той минутой и делаешь всё, чтобы еще раз ощутить радость встречи, пережить Пасху.
Записала Мария Котова
Фотографии из архива сайта obitel-minsk.ru и личного архива Вадима Фатьянова
30.11.2022