«Радуйся, яко невозможная другим тебе возможна»
Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития… За этими словами сотни судеб. Как помочь тем, кто обездолен с детства, кто не по своей вине оказался в плену болезни?
Почти четверть века назад сюда пришли сестры и братья Сестричества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, чтобы наполнить жизнь детей светом и теплом.
Теперь на территории интерната находится храм в честь святителя Нектария Эгинского. Сегодня, в день памяти святого, в храме престольный праздник. После Божественной литургии, которую возглавил духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок в сослужении иерея Валерия Захарова (настоятель храма) и иерея Олега Коваленко, состоялся молебен с крестным ходом, в котором приняли участие монашествующие обители, сестры и братья сестричества.
— Как получилось, что в детском интернате стали молиться святителю Нектарию Эгинскому?
— Это о Промысле Божием, — рассказывает монахиня Марфа (Матвеева). — Преподаватели-греки организовали для студентов ЕГУ экскурсию по святым местам Греции и, чтобы заполнить большой автобус, добирали людей. Так я в 1997 году побывала на острове Эгина. Тогда еще ничего про святителя Нектария не знала, но мне очень там понравилось.
Через год я уже была в сестричестве, очень всем интересовалась. Получив стипендию, бежала в Академию наук — там можно было недорого купить духовную литературу. Так в мои руки попала книга про Нектария Эгинского, впервые у нас изданная. Очень вдохновили его житие, труды (особенно «Песнь Божественной любви») и то, что к нравившемуся мне песнопению «Агни Парфене», оказывается, он написал слова, а мелодию услышал ангельскую.
Я тогда уже ходила в интернат и спросила у отца Андрея благословения молиться за детей святителю Нектарию. Он был не против. Потом стали мечтать о церковке. Долго со строительством по разным причинам ничего не выходило, но всё же с Божией помощью в 2010 году она построилась и на престольный праздник была первая служба.
— Что для вас значит послушание в интернате?
— «Человек Божий» (так назвали святителя Нектария создатели художественного фильма 2021 года) — можно с уверенностью отнести и к детям нашего интерната. Это люди Божии, дети Божии. Своей открытостью, искренностью, чуткостью они показывают нам важный пример в этой земной жизни, — говорит иерей Олег Коваленко. — Нам всем очень дороги минуты совместной молитвы, акафисты, молебны, Божественные литургии, прогулки и поездки вместе. Мы все благодарны Богу за интернат, за наше послушание здесь, за храм святителя Нектария, за возможность служить вместе, молиться вместе, причащаться из единой Чаши.
— Дети в интернате учат нас простоте и честности. Как-то пришла к ним, и дверь в сестринскую была закрыта, — вспоминает сестра милосердия Татьяна Жедик. — Рядом со мной мальчишка, наверное хулиган. Я стучу тихонько в дверь медперсонала, а он колотит ногой, «помогает мне». Я говорю: «Ты что, подумают, это я так стучу». Он посмотрел на меня внимательно, засмеялся и стал стучать еще громче. Думаю, если бы мотив был у меня другой (например, нельзя так лупить ногой: дверь поломается), а не тот, что «подумают, что я так стучу», он бы по-другому и поступил... Вот я и увидела себя.
Дети интерната как зеркало, помогают нам увидеть наши грехи. У них нет «приличий», открытость во всем, и если думают про тебя не очень хорошо, то так тебе и говорят... Эта открытость помогает вспомнить себя в детстве, когда не было так много «накипи» на душе.
Хотя, конечно, некоторое лукавство детское, простодушное, у них тоже есть, им хочется внимания, подарков. Они говорят тебе: «Как я вас ждал, вы такая хорошая», а потом: «А у вас конфеты есть? Можете дать мне шоколадку».
— Для меня послушание в интернате — центр моей жизни. Как мой дух всегда стремится к Богу и в Церковь, так моя душа всегда стремится в интернат к детям, — делится сестра милосердия Ольга Мясцова. — Дети научили меня любви ко всем людям, где нет своего и чужого. Они любят всех бескорыстно.
Они научили меня смирению. Вот родился человек и двадцать лет лежит без движения: не может сам поднять ни руку, ни ногу, не может сам ни покушать, ни встать.
Когда-то давно кто-то из детей сказал, что главное — это слушаться и помогать. Этому тоже научили меня дети.
Последнее яркое воспоминание… Мы всегда едем в интернат и везем детям конфеты, печенье, подарочки, а тут как-то на Рождество один мальчик подарил мне свой новогодний подарок. Они, ничего не имея, делятся с тобой тем, что им дарят.
— Дети дарят мне радость. Учат почаще говорить: «Я тебя люблю!» — жалеть, благодарить, а не ныть, — говорит сестра милосердия Марина Сергеева. — Когда я пою в интернате, а ребята подпевают, я чувствую, что это Ангелы поют и молятся и я с ними, с нашими детьми, на Небе.
Старец Николай (Гурьянов) говорил про Лешеньку, особенного мальчика, который жил на острове: «Он ручки сложит, и пулей к Богу душа полетит, а мы за свои грехи ответ будем держать. Мы их молитвами спасемся». Верю в это и надеюсь.
Как можно помочь детям? Обнимать их, гулять с ними, возить на природу, рисовать с ними, петь. Можно дарить подарочки. Они радуются любой подаренный мелочи.
В этот день мы поздравляем всех, кому дорог святитель Нектарий, и всех, кто нес раньше и продолжает нести послушание в детском интернате.
Подготовила Елена Романенкова
Фотографии из архива монастыря
22.11.2022