X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Акварели Великой княгини

акварели Великой княгини Елисаветы

«Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. <…> Все качества ее души строго соразмерны были одно с другим, не создавая нигде впечатления односторонности».
(Митрополит Анастасий (Грибановский)

1 ноября 1864 года в герцогстве Дармштадт в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы — дочери английской королевы Виктории — родилась вторая дочь.

 

Великий герцог  и принцесса Алиса

Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV и принцесса Алиса

Принцессу назвали Елизаветой. Несмотря на богатую родословную, никто тогда не предполагал, что имя этой девочки будет не единожды вписано в историю человечества. Сначала — как прекраснейшей женщины эпохи, затем — как неутомимой труженицы, подвижницы, которая своей святой любовью сумела многих обогреть и спасти и стала русской святой.

 

Принцесса Елизавета Гессенская

Февраль 1865 г. Принцесса Елизавета Гессенская

Любовь и милосердие, которые прививали детским сердцам родители, принесли добрые всходы. Воспитанная в христианском духе, Элла — так в семье называли принцессу — с самого детства была научена думать в первую очередь о других. Она напрочь была лишена чувства эгоизма. Часто, даже в ущерб себе, помогала другим, никогда не критиковала, а напротив, искала оправдания чужим погрешностям и недостаткам. По-другому она попросту не умела.

 

 1871 г

1871 г.

Щедро одаренная от Господа талантами и дарами, принцесса была незаурядной личностью. У нее был прекрасный альт и способности к рисованию.

 

Письмо шестилетней Эллы

Письмо шестилетней Эллы принцессе Алисе

Всегда широко распахнутые серо-голубые глаза Эллы восторженно отмечали каждую деталь неповторимого Божьего мироздания. Стараясь отобразить увиденное чудо, юная принцесса много рисовала на бумаге и холсте.

 

из первых детских рисунков принцессы Эллы

Один из первых детских рисунков принцессы Эллы

Ее излюбленной темой была природа — пейзажи и цветы. На листах ее альбомов расцветали поляны скромных голубоглазых васильков, ромашек или невиданных, каких-то фантастических растений. Повзрослев, она уже писала иконы.

 

Для дорогой мамочки

1874 г. Рисунок «Для дорогой мамочки»

Принцесса Элла со временем станет Великой княгиней Елизаветой Романовой, русской по духу и по вере, и самой жизни своей не пожалеет за эту Отчизну.

 

1884 г

1884 г.

Став супругой Великого князя Сергея Александровича, в России она не только учила русский язык, знакомилась с историей своей новой родины, но и брала уроки рисования у академика исторической живописи М.П. Боткина.

 

художник Боткин проводит урок рисования

1880-е гг., художник М.П. Боткин проводит урок рисования для Великой княгини Елизаветы Федоровны

В искусстве Елизавете Федоровне нравился модный в то время стиль арт-нуво, отличавшийся изогнутыми линиями и стилизованным растительным узором.

 

Автопортрет

Автопортрет, написанный Великой княгиней Елизаветой в стиле модерн

 

Портрет императрицы

Портрет императрицы Александры Федоровны, написанный Великой княгиней в 1897 г.

Великая княгиня часто дарила свои художественные работы. По большим праздникам она нередко писала для своих знакомых и друзей поздравления на открытках собственного изготовления, разрисовывала конверты.

 

Портрет  Козляниновой

Портрет Е. Козляниновой кисти Елизаветы Федоровны, 1898 г., Государственный Эрмитаж

Екатерина Козлянинова 10 лет служила фрейлиной Великой княгини и сопровождала ее в паломничестве на Святую Землю в 1888 году. Портрет — большая музейная и мемориальная ценность.

 

Великая княгиня Елизавета Федоровна за рисованием

Великая княгиня Елизавета Федоровна за рисованием, 1898 г. Царское Село

Иногда свои художественные работы Елизавета Федоровна продавала на благотворительных базарах, которые устраивала для сбора пожертвований на нужды обедневших местных крестьян или детских приютов. Ее прилавок всегда пользовался особой популярностью: всем хотелось получить из рук Великой княгини нарисованную ею акварель или картинку, которые тогда были в моде.

 

Рисунок Великой княгини

Рисунок Великой княгини

Три своих рисунка Великая княгиня передала в пользу Общины святой Евгении, и в Картографическом заведении А. Ильина (Санкт-Петербург) в 1902 году тиражом по 5000 экземпляров были изданы на их основе открытые письма.

Акварельные рисунки Великой княгини Елизаветы Федоровны, выполненные для издания благотворительных открыток Общины святой Евгении

Путь к святости может быть длиною в жизнь, а может занять только один краткий миг. Утратив горячо любимого супруга, Елизавета Федоровна не растеряла огромную любовь, жившую в ее душе.

 

Архангел Селафиил

Рисунок Великой княгини «Архангел Селафиил»

Она была готова обогреть этой любовью весь мир: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день».

 

Рисунок Великой княгини

Рисунок Великой княгини

После гибели мужа она сняла траурное платье, чтобы надеть монашеское. В это утро Великая княгиня произнесла: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир в мир бедных и страдающих».

 

Великая княгиня Елизавета Федоровна настоятельница

Великая княгиня Елизавета Федоровна — настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. 1910-е гг.

После основания Марфо-Мариинской обители религиозная тематика в творчестве Елизаветы Федоровны стала преобладающей. Она занималась иконописью, вышиванием икон и церковных покровов.

 

Икона святых Марфы и Марии

Икона свв. Марфы и Марии, написанная Елизаветой Федоровной красками. Мемориальный музей Марфо-Мариинской обители, Москва

 

Спас Нерукотворный

Икона «Спас Нерукотворный» работы преподобномученицы Елисаветы. Мемориальный музей Марфо-Мариинской обители, Москва

 

Святые Марфа и Мария

Икона «Святые Марфа и Мария», вышитая Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Лицевая гладь. Мемориальный музей Марфо-Мариинской обители, Москва

 

Литография по рисунку Великой княгини

Литография по рисунку Великой княгини Елизаветы Федоровны, 1915 г.

 

Литография с рисунка

Литография с рисунка Великой княгини Елизаветы Федоровны, созданного к 25-летию ее присоединения к Православию и приезда в Москву, 1916 г.

Глубокой ночью с 17 на 18 июля Великая княгиня Елизавета взошла на свою голгофу в Алапаевске. Порыв к Богу ее прекрасной души во всей полноте раскрылся в молитве за врагов. И любовь, вспыхнувшая звездой более столетия назад, обрела свое вечное бытие в Боге. Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся. Она светит нам и сегодня, направляя к горнему миру.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы сайта: Рисунки великой княгини Елизаветы Федоровны (ros-vos.net)

 

01.11.2022

Просмотров: 581
Рейтинг: 4.7
Голосов: 31
Оценка:
Комментировать