Похвальное слово послушанию
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ныне я имею побуждение сказать похвальное слово достопочитаемому послушанию.
Св. Иоанн Лествичник рассказывает об одном великом послушнике — преподобном Акакии, о том, как у этого послушника, по словам великого Иоанна Савваита, был злой, недобрый старец, который всячески притеснял, оскорблял и бил послушника Акакия, и когда знавшие это спрашивали Акакия, как он живет, то удивлялись, слыша его ответ: «Как перед Богом — так хорошо».
Девять лет был в послушании Акакий и девять лет переносил эти тяжкие испытания, которым подвергал его злой старец. И преставился к Господу Акакий, и вот пришел злой старец к некоему великому отцу и сказал ему: «Умер ученик мой Акакий». И ответил великий отец: «Не может быть». — «Пойди к его гробу и убедись».
И пришел великий отец ко гробу почившего послушника Акакия и вопросил его: «Умер ли ты?» И вдруг услышал ответ: «Нет, отче, ибо тот, кто обязался послушанием, никогда не умирает».
И так был потрясен этим старец, что просил игумена дать ему келлию около того места, где погребен был Акакий, и сам стал подвижником.
Славно и велико послушание!
На послушничестве созидалась вся духовная жизнь. На послушничестве созидалась и великая Православная Церковь.
Послушничество лежит в основании всех православных подвигов.
Послушничество дало Святой Церкви ее великую силу и славу.
Послушничеством создавалось в Церкви то лучшее, что мы имеем в нашем руководстве духовном.
Все подвиги святых отцов, все их творения, вся их великая подвижническая жизнь — всё в своем основании имело послушничество.
Послушничеством была спаяна и скреплена Святая Церковь. Послушничество лежит в основании незыблемого ее здания.
Да и как же могло быть иначе?
Ведь подвижничество и духовная жизнь — это есть война, это есть невидимая внутренняя брань, каждый подвизающийся есть воин Христов. Как же могло быть иначе, когда земная Церковь есть Церковь воинствующая, Церковь есть воин Христов, который ведет брань с миром, во зле лежащим.
Встает в душе вопрос: так неужели же всегда надо слушаться?
Надо слушаться тогда, когда это приятно, и тогда, когда это неприятно.
Надо слушаться тогда, когда это легко понести, надо слушаться и тогда, когда это трудно понести.
Послушничество есть послушничество.
И сколько изломанных самочинием своим, упованием на свою волю, всегда зиждущихся на страстях людей приходит в этом изломанном, искалеченном внутреннем своем состоянии тоски и смятения, просят пастыря взять их в свое руководство, взять у них эту волю, их измучившую и изломавшую их жизнь. И с какой радостью и готовностью вручают душу свою, чувствуя, что именно здесь тихое пристанище!
Но неужели же во всем слушаться и всегда слушаться? Есть одно, что дает обязательство для воина Христова отказаться от послушания. И то тогда, когда требования идут вразрез с чистотою Православия, и тогда, когда непослушание делается во имя этой чистоты. Только здесь непослушание не расшатывает дух воина Христова, а утверждает и закаляет его!
Аминь.
Источник: Монастырь в миру: проповеди и поучения / Протоиерей Валентин Свенцицкий: в 2 т. — М.: Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1995–1996. / Т. 2. Проповеди и поучения 1927–1928 гг. — 1996.
03.10.2022