X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Мера закона и мера любви

сестрическое собрание мера закона и любви

Диакон Николай: Мне кажется, когда человек, по словам старца Софрония (на собрании обсуждалась книга о. Софрония (Сахарова) «Таинство христианской жизни». Прим. ред.), пытается расширить свое сердце, почувствовать жизнь людей, которые с ним рядом, и всех людей, которых он знает и видит, — в этот момент он становится связанным, уязвимым в том смысле, что всякое его неосторожное действие может сильно ранить этих людей.

Отец Андрей Лемешонок: Да, он это начинает понимать. Так или иначе, он всё равно их ранит, просто этого не замечает. Настолько человек груб, что не видит: можно поранить малейшим словом, даже взглядом. Когда человек чувствует другого человека, ему становится трудно и больно от своего греха.

Диакон Николай: Но чаще всего бывает, что ты, находясь в Церкви, в монастыре, должен делать то, что неизбежно будет приносить твоим ближним неудобство. Как найти меру, когда ты вынужден поступить по букве, порой вопреки человеческому чувству, и в то же время не пойти по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства»? Меня это ставит в тупик, потому что я понимаю: если человеку это не нужно, то...

Отец Андрей Лемешонок: Человеку много чего не нужно. Чаще всего за то, что человеку кажется ненужным, и не хочется, и не нравится, потом он скажет спасибо. Понимаешь? Это и есть послушание. Если у тебя в мастерской, например, человек не работает и ты сказал: «Вон отсюда!» — это нормально. Он либо изменит свое отношение к труду, либо уйдет, и от этого другим станет легче работать. Или ты всем будешь говорить: «Ой, помоги вам всем Господи» — и улыбаться? Конечно, я утрирую. Но если ты станешь подстраиваться под человека, под его настроение, под его чувства, чтобы быть «хорошеньким», ты проиграешь: это будет ложь перед самим собой.

У тебя есть какое-то видение, как нужно поступать. Мы не говорим, что оно правильное, — может, и неправильное. Но ты на сегодняшний день являешься руководителем мастерской и отвечаешь за то, что делают люди. Если ты скажешь: «Делайте что хотите, лишь бы было тихо» — что это будет? «Хорошесть» твоя, доброта твоя или безразличие? Безусловно, и строгость бывает греховная, пристрастная, поэтому в любом случае нужно ориентироваться и на свое сердце, и на то, что говорят. И, конечно, необходимо всегда советоваться, спрашивать и искать волю Божию.

Диакон Николай: Батюшка, а как понять, что нужно и чего Бог хочет? Чаще всего руководствуешься принципом, как вы говорите, «зуб болит — ты всех ругаешь, не болит — ты всем улыбаешься». Как услышать слово от Бога? Я лично чаще всего вообще не понимаю, что на сегодня надо, и ухожу в тень, потому что мне очень трудно. Я боюсь наломать дров, но в то же время это бездействие — не выход.

Отец Андрей Лемешонок: Живи с этим вопросом, чтобы он давил, мучил тебя, — и будет ответ. Можно уйти в тень и сказать, что вопроса нет, а можно жить с этим вопросом: «Как сделать так, чтобы было лучше?» И от этого, наверное, надо страдать. Если есть вопрос, будет и ответ, понимаешь? Обязательно.

06.09.2022

Просмотров: 471
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Комментировать