Восемь гимнов Кресту (часть 2)
Ирмосы Крестовоздвижения, настоящие гимны Кресту, поются в Церкви несколько недель подряд, до и после самого праздника. Благодаря песнотворчеству святого Космы Маюмского Церковь выражает в них искреннюю любовь ко Кресту Господню, сопровождающему христианина на всем его жизненном пути. Изображая крестное знамение, мы не просто вспоминаем подвиг Христа на Кресте, но как бы изображаем Самого Господа на себе, в себе и своей жизни.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Во́днаго зве́ря во утро́бе дла́ни Ио́на крестови́дно распросте́р, спаси́тельную Стра́сть проображашe я́ве. Те́м тридне́вен изше́д, преми́рное Воскресе́ние прописа́ше Пло́тию пригвожде́ннаго Христа́ Бо́га и тридне́вным Воскресе́нием ми́р просве́щшаго.
Книга пророка Ионы символизирует воскресение Христово, ибо, подобно ветхозаветному пророку, Господь три дня и ночи пребывал во чреве земли, во гробе, а затем воскрес невредим из мертвых. Этот образ, отраженный в Евангелии в одной из проповедей Спасителя (см.: Мф. 12: 40), особенно часто используется в песнопениях Страстной седмицы и Пасхи. Однако именно в ирмосе Крестовоздвижения он обретает особую живость и реальные черты.
«Во́днаго зве́ря во утро́бе дла́ни Ио́на крестови́дно распросте́р, спаси́тельную Стра́сть проображашe я́ве…» Нигде в Библии не говорится, что пророк Иона, находясь во чреве кита, изобразил собою Крест Господень, но преподобный Косма Маюмский в молитвенном вдохновении утверждает это, основываясь на других местах Библии, где пророк Моисей, царь Давид, Соломон в отчаянных обстоятельствах молились именно так. Поэтому и мы в ирмосе Кресту видим бедствующего пророка лежащим крестообразно внутри чрева кита и прообразующего собой почитание Креста Господня в будущем, как силу, способную утешить, внушить надежду и привести ко спасению за счет нераздельности почитаемого Древа и спасительных Страстей Христовых.
«…Те́м тридне́вен изше́д, преми́рное Воскресе́ние прописа́ше Пло́тию пригвожде́ннаго Христа́ Бо́га и тридне́вным Воскресе́нием ми́р просве́щшаго». Как точно было предсказано Воскресение Христово жизнью пророка Ионы! На третий день молитвы он вышел из кита, был извергнут им неповрежденный и тем самым «прописал» в Библии будущее «надмирное», превышающее ум и понимание, воскресение из мертвых Христа Бога, чем весь мир был просвещен нетварным светом Божией Благодати. По этому поводу преподобный Никодим наставляет: «Когда же впадешь в какое-либо великое искушение и будешь, как китом, поглощен им, не отчаивайся и не теряй надежды спасения твоего, но подымая вверх руки крестообразно, молись Богу с сокрушенным сердцем».
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Безу́мное веле́ние мучи́теля злочести́ваго лю́ди поколеба́, ды́шущее преще́ние и злохуле́ние богоме́рзкое; оба́че три́ о́троки не устраши́ я́рость зве́рская, ни о́гнь снеда́яй, но противоды́шущу росоно́сному Ду́ху, со огне́м су́щу поя́ху: препе́тый отце́в и на́с Бо́же, благослове́н еси́.
Не то же ли самое произошло с тремя отроками — Ананией, Азарией и Мисаилом — во чреве огненной печи вавилонской (см.: Дан. 3)? «Безу́мное веле́ние мучи́теля злочести́ваго лю́ди поколеба́, ды́шущее преще́ние и злохуле́ние богоме́рзкое…» Безумный приказ злочестивого мучителя Навуходоносора, заставившего весь народ поклониться идолу (по мнению некоторых, изображению самого себя), поколебал людей в вере в истинного Бога, так как они устрашились царя, «дышащего» страхом наказания и мерзостью хуления их веры. «...Оба́че три́ о́троки не устраши́ я́рость зве́рская, ни о́гнь снеда́яй...» Но трех отроков не устрашила ни звероподобная ярость Навуходоносора (Навуходоносор исполнися ярости, и зрак лица его изменися (Дан. 3: 19), ни огонь, «съедающий» всё живое вокруг печи.
«…Но противоды́шущу росоно́сному Ду́ху, со огне́м су́щу поя́ху: препе́тый отце́в и на́с Бо́же, благослове́н еси́». Но когда, в противоположность огню, явился росоносный, освежающий Дух Божий, дышащий Благодатью посреди огня искушения, они воспели гимн Истинному Богу, которого почитали их отцы: «Благословен Ты, Бог наш, достойный пения и хвалы, Бог отцов веры, Авраама, Исаака, Иакова и всех святых, и нас!» Вопрос, который прп. Косма Маюмский на этот раз оставляет открытым: не крестообразно ли воздевали руки к Богу святые Анания, Азария и Мисаил? Не силою ли Креста Господня, Который явится в будущем, они уже вооружались, воинствуя против огнедышащей ярости искушения?
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Благослови́те, о́троцы, Тро́ицы равночи́сленнии, Соде́теля Отца́ Бо́га, по́йте снизше́дшее Сло́во, и о́гнь в ро́су претво́ршее, и превозноси́те все́м жи́знь подава́ющаго Ду́ха Всесвята́го во ве́ки.
По правилам составления канонов утрени, ирмос восьмой песни, так же, как и предыдущей седьмой, посвящены исповедальному подвигу святых отроков вавилонских. Это связано с тем, что в древности канон исполнялся вместе с библейскими песнями (как теперь в будние дни Великого поста). Этим подчеркивалась связь христианского богослужения с историей Ветхого Завета. Древние пророки и святые как бы обращаются к нам из глубины веков: «Следуете ли вы стопами Спасителя, зная всё, что Он сделал для вашего спасения, так, как мы исповедовали веру в Бога, еще не зная будущего Боговоплощения, крестного подвига Господа Иисуса Христа и Его Воскресения?..»
«Благослови́те, о́троцы, Тро́ицы равночи́сленнии, Соде́теля Отца́ Бо́га, по́йте снизше́дшее Сло́во, и о́гнь в ро́су претво́ршее, и превозноси́те все́м жи́знь подава́ющаго Ду́ха Всесвята́го во ве́ки». Преподобный автор канона обращает речь к ветхозаветным героям, восклицая: «Благословите, три отрока, равные числом Трем Лицам Пресвятой Троицы, Создателя всех и Отца Бога, воспевайте сошедшее с неба на землю для спасения людей Слово Божье, — Сына Божьего, — Который когда-то сошел к вам в печь и претворил огонь в росу, и Духа Пресвятого, освящающего всех верующих, подающего всем жизнь, превозносите в своих песнях во веки!» Почему же преподобный Косма обращается к святым отрокам с призывом благословить Пресвятую Троицу? Ответ ясен: чтобы они подали нам пример, чтобы наша жизнь, преобразившись, стала подвигом исповедания православной веры.
Однако нелегко в повседневной жизни, будучи опутанными делами и заботами, а также обуреванием страстей, воззреть ко Господу и прославить Его за все благодеяния к нам, грешным. Но это необходимо делать, ведь без исповедания веры, участия в таинствах Церкви и церковных службах, действенной любви к ближним ради Бога невозможно возрастить и укрепить свою веру! Преподобный Исаак Сирин говорит: «Благодарение получающего благодеяние поощряет дающего, чтобы он подал еще большие прежних дарования». Это не просто угождение Богу ради выгоды. Живя на земле, мы действительно должны просить о «больших прежних дарований», которые не может дать никто другой, а только Бог, — это Царство Небесное.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Та́ин еси́, Богоро́дице, ра́й, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во; те́м, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя́ велича́ем.
Ирмос девятой песни канона всегда посвящен Божией Матери. Не случайно мы поем именно его в различные праздники на Божественной литургии вместо «Достойно есть» (так называемый задостойник). Здесь же преподобный автор связывает поклонение Кресту Господню и величание Божией Матери в единое целое. Иначе не может быть. Вся история веры, всё, что касается Спасения, взаимосвязано и дополняет друг друга. Прославляя Пресвятую Богородицу, мы укрепляем свою веру в Триединого Бога, потому что Боговоплощение и последующее спасение человеческого рода произошли через Нее и благодаря Ей.
«Та́ин еси́, Богоро́дице, ра́й, невозде́ланно возрасти́вший Христа́…» Великая тайна — Боговоплощение. Богородица, Ты стала истинным раем на земле, в котором возрос Христос от Духа Святого, подобно «благосеннолиственному» древу, посаженному не людьми, а Самим Богом. «…И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во…» Воплотившись, Господь на земле также насаждает Древо, дающее жизнь верующим, — это Древо Честного и Животворящего Креста, на Котором Он был распят. «…Те́м, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя́ велича́ем». Поэтому, воздвигая Честный Крест в храмах ныне и поклоняясь Ему и Распятому на Нем Богочеловеку, мы величаем и Тебя, Богородица, Матерь нашего Спасения.
Славить Пресвятую Богородицу, возносить Ей молитвы, просить о помощи — необходимость и долг. Но что значит «величать» Богородицу? Преподобный Никодим так рассуждает об этом: «Если же (ты) в уме твоем имеешь мелочные помыслы о богатстве, о славе, о наслаждениях и других земных предметах, то будь уверен, что этим ты не величаешь Богородицу… Также и если на устах твоих имеешь болтовню и пустословие и совершаешь дела низкие и недостойные Богородицы и твоего христианского призвания, то знай, что всем этим уничижаешь Богородицу… (Но) если ты величаешь Богородицу так, как мы сказали, то тогда, конечно, и Богородица возвеличит тебя в настоящей жизни и в будущей и непрерывно будет ходатайствовать за твое спасение».
Таковы восемь гимнов о Кресте, восемь песен, воспетых Церковью в честь Честного и Животворящего Креста Господня устами преподобного составителя канона Космы Маюмского. К сожалению, некоторые люди не почитают Крест Господень, считают его лишь орудием позорной казни Господа. Однако какая тайна и сила заключена в нем, в его изображении и крестном знамении! Лучшую характеристику Кресту дает светилен, заключение и вывод праздничного Крестовоздвиженского канона: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».
Восемь гимнов Кресту (часть 1)>>
27.09.2022