X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Притяжение святости (часть 1)

старец николай гурьянов истории

24 августа 2002 года на острове Талабск, что на Псковском озере, было как никогда многолюдно. Со всех концов мира стекались сюда верующие люди, чтобы попрощаться с тем, кто стал для них маяком на пути к Богу, — старцем Николаем Гурьяновым. Кроткий и добродушный батюшка, прошедший жесткую школу советских лагерей, сорок лет служил в храме святителя Николая Чудотворца и в скромном деревенском домике принимал тех, кто ехал к нему за советом и утешением. Чем живет остров сегодня? Почему и спустя два десятилетия после упокоения батюшки на его могилку едут люди? Мы расскажем об этом в нашей рубрике «Талабские истории», приуроченной к 20-й годовщине упокоения старца Николая Гурьянова.

— В первый раз мы приехали с дочерью на остров в 1998 году, батюшка еще принимал людей, — делится воспоминаниями журналист Светлана Ивановна Галаева. — В 1999-м мы заглянули на остров проездом, а остались на всё лето. Это было последнее лето, когда отец Николай выходил к людям. С осени 1999-го и до момента упокоения попасть к батюшке уже было сложно.

Понимая масштаб личности отца Николая, я решила вести дневник и записывать всё, что происходило. Думаю, многим сегодня важно услышать духовные наставления и живые свидетельства из жизни старца. Буду говорить только о том, чему сама стала свидетелем…

 

маленький домик старца

По батюшкиным молитвам

— Летом 1999-го мы с дочерью почти каждый день видели отца Николая. Облик батюшки и общение с ним доставляли огромную радость. Я назвала бы это притяжением святости. Логически объяснить этот феномен невозможно. Если бы мы сейчас начали говорить только о чудесах, это было бы неверно.

 Как вода необходима человеку для жизни, так и нам, верующим, необходима духовная пища. Мы питались благодатью батюшкиной молитвы… 

На остров приезжало много людей. Вопреки мнению, что отец Николай не благословлял покупать здесь дома, у меня в дневнике записано, что все, кто летом 1999-го обращался к батюшке с такой просьбой, слышали в ответ: «Господь благословит!» Благословение получили многие, но, наверное, не многие сумели его выполнить.

К перспективе купить дом на острове сама я относилась с большим трепетом. Тогда мне казалось, что нам с маленьким ребенком, без мужской помощи, это не под силу. С вопросом тянула до августа и только в конце лета задала его отцу Николаю: «Неужели никогда не будет воли Божией купить мне здесь дом?» — «Я думаю, будет». В каждом слове батюшки, в его интонации был заложен глубокий смысл. «Я думаю» — это не сомнения старца в воле Божией, а видение моих колебаний. Батюшка всегда был немногословен, но всё, что он говорил, имело значение, смысл которого порой открывался спустя годы.

 

дорожка к домику

Если проанализировать двадцать с лишним лет, которые мы провели на острове, возникает вопрос: из городских условий, без мужской помощи (и воду носить, и дрова колоть, и печку топить), при нашей слабости, болезненности и неприспособленности — как это возможно? Конечно, держала молитва отца Николая…

«Какие же вы счастливые, что православные!»

— Когда батюшка выходил к людям, их лица преображались. Он помазывал святым маслицем, и всё словно замирало, человек вдруг становился мягким и трогательным. Я смотрела на эти лица и думала: «Какая красота!..»

Отец Николай часто говорил людям, которые к нему приезжали, утешительные слова: «Какие же вы счастливые, что православные! Какие вы счастливые, что крестик носите! Если потеряли, купите и наденьте. Ведь как хорошо пред Господом предстать с крестом!»

«Просите Господа наставить вас на ту Истину, которая нужна для спасения». А иной раз скажет: «Просите Господа, чтобы наставил вас на истину, которая нужна для жизни», имея в виду жизнь земную.

Подчеркивал батюшка значение молитвы, советовал не забывать об утреннем и вечернем правиле. Говорил, что важно перед началом любого дела сказать: «Господи, благослови!» Когда трудишься: «Господи, помоги!» Как закончил дело: «Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, Господи!»

Такие простые советы давал он нам…

 

отец николай гурьянов

«Как спастись?»

— Много раз я слышала от отца Николая один вопрос. Он часто обращался с ним к людям: «Как нам спастись?» И сам же отвечал: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20: 12).

Тогда эти слова вызывали у меня удивление — ведь заповедей десять, почему батюшка выделяет одну? Прошли годы, и стал понятен акцент старца на пятой заповеди: посмотрим на наших детей, наши семьи, наше отношение к духовникам, священникам, начальствующим, на поведение детей в храме… Бабушки вспоминают: «Мы в храме боялись с половички на половичку переступить». А что сегодня дети делают в храме?

Как нас воспитывали? Уступи дорогу и место в транспорте старшим. Пусть это было мирское воспитание, но мы с детства понимали, что такое уважение к возрасту. Как бы там ни было, а пятая заповедь соблюдалась. А что сейчас родители слышат от детей? — «Что ты хочешь от меня? Я тебе что-то должен?» Среди моих знакомых, пожалуй, нет семьи, где родители, в той или иной мере, не страдали бы от своих детей, особенно повзрослевших. Отец Николай духовным зрением предвидел это и много раз предостерегал нас, обращая внимание именно на пятую заповедь.

О терпении скорбей

— Батюшка всегда подчеркивал влияние страданий на жизнь человека. Эту тему можно продолжить в наше время, когда мы богатеем этим опытом…

Люди приезжали к отцу Николаю с тяжелыми жизненными ситуациями. И я была свидетелем многих случаев, когда батюшка радовался тому, что человек терпит скорби. О нескольких расскажу.

 

вид на остров

Как-то приехала на остров женщина, муж которой распускал руки. В тот год батюшка всего несколько раз выходил из домика до храма. Гостья увидела его по дороге к храму и подбежала поделиться болью. Вдруг отец Николай оборачивается к ней и говорит: «Ой, как хорошо, что бьет! Как хорошо!» Я была знакома с той женщиной и знаю, как в дальнейшем сложилась ее судьба. Муж больше ни разу не ударил, видимо по молитве батюшки. Сказаны эти слова были старцем, думаю, чтобы она окончательно простила супруга.

Приезжает священник откуда-то с севера и с большим сокрушением рассказывает, что его сын в тюрьме. А батюшка неожиданно говорит: «Ах, как хорошо, что в тюрьме!»

На остров приплыли женщины. Плохо у них шли коммерческие дела, жаловались они батюшке, что кто-то что-то им не отдает и от этого дело страдает. А батюшка с такой радостью говорит: «Ой, как хорошо, что не отдает! Как хорошо!»

На первый взгляд такая реакция абсолютно непонятна, но, видимо, в ней скрыт духовный смысл. Надо принимать от Господа и неприятные вещи.

 Если приходят скорби, может быть, другой возможности исправить нас нет. Может, именно терпением будут заглажены наши грехи… 

Вспомним святую Матронушку, она ведь тоже об этом говорила: «Если обидели или оскорбили вас, радуйтесь, грехи с вас "соскакивают"».

«Его молитва тебе поможет»

— Батюшка часто говорил иносказательно. Слышала несколько раз, как повторял: «Ой, голубочков-то сколько! Ой, сколько собралось голубочков! Вы покормите их хлебушком, не обижайте!» Говоря о птицах, говорил старец о людях, о нашем отношении друг к другу.

 

голубь

Как выскажешь батюшке обиду на кого-то, так и ответит он: «А ты помолись за этого человека, и его молитва тебе поможет…» Полностью искоренял саможаление. Жалуешься на человека, а отец Николай обязательно его «приподнимет»…

На острове грех особенно остро чувствуешь, быстро за него получаешь. Сказал кому-то дурное слово, и душе сразу нехорошо, хочет она очиститься.

Согрешила я как-то словом и тут же побежала каяться к отцу Николаю: «Батюшка, я согрешила!» А он помазывает меня святым маслицем и делает вид, что не видит. И не только меня не видит, но и дочку мою — и ребенок за мой грех наказан. В этот момент моя душа трепетала…

Мог наш добрый батюшка и строгим быть.

О благоговении…

— С большим трепетом относился батюшка к иконам. Когда благословлял нам образ святых Царственных мучеников, несколько раз повторил:

 Старайтесь не перегнуть иконку, довезите, чтобы ни один уголочек не загнулся. 

Интересовался с беспокойством: «У вас есть кому святой образ в рамочку вставить?»

 

иконочки в келлии старца

И не только к святыням у батюшки было такое отношение, но и ко всему живому. Когда комарик пил кровь и кто-то хотел его прихлопнуть, батюшка говорил: «Не надо, он сейчас попьет и улетит».

Одна женщина говорит отцу Николаю: «Хочу Вам помочь от крыс избавиться. Они Вам спать не дают». Батюшка, улыбаясь, отвечает ей: «Нет! Они мне песни поют: "Спи, батюшка, спи..."»

Ходить старался так, чтобы не наступить на цветочек, травку не помять — такая была в нем всеобъемлющая любовь. Состояние, в котором находился отец Николай, выше нашего понимания…

«Не мама воспитала, а лагеря…»

— По-человечески отец Николай вызывал у меня удивление — и как образ Божий, и как человек. Как мать я постоянно задавалась вопросом: «Как же можно было воспитать такого человека?» Я часто подходила к могилке мамы отца Николая, матушки Екатерины, и задавала ей вопрос: «Как же тебе удалось воспитать такого сына?» Однажды не удержалась, адресовала его батюшке — и услышала удивительную фразу: «Не мама воспитала — лагеря...»

 

распятие

В 2006–2007 годах, когда в моей жизни на острове наступил пик скорбей, произошла интересная вещь — начали рождаться стихи. Когда-то в юности я их писала, потом перестала. А тут понимаю, что это не я сочиняю, мое дело — просто записать. И записывала, а когда читала, понимала, что образ отца Николая в этих стихах гораздо глубже, чем я смогла бы выразить в прозе.

Вся наша жизнь — прикосновенье к великой тайне бытия,

Но тайна эта от рождения была Гурьянову дана.

Великий старец, он уж с детства эстонцам надевал кресты,

Стращал он их: «Иначе бесы утащат вас: "Носи! Носи!"»

Он в храм играл и, облачаясь в скатерть, просфоры делал из песка,

Но на вопрос, как вас воспитывала мама,

Ответил: «Не мама воспитала, лагеря…»

Всё та же тема о страданье, которое наш старец испытал,

Но если б не оно, то старцем Гурьянов, может быть, не стал…

Тем, что батюшка в детстве облачался в скатерть и делал просфоры из песка, со мной поделилась его родственница. О том, что в детстве играл в храм, вспоминала Анна Писковская (она была родом из села, где родился старец). А о том, что батюшка вырезал для эстонцев-протестантов крестики и призывал их надевать, мне рассказала монахиня Рафаила — регент храма, где служил отец Николай. Так из реальных фактов складывались стихи о батюшке.

 

старец николай

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

23.08.2022

Просмотров: 1205
Рейтинг: 4.8
Голосов: 87
Оценка:
Комментировать