Открыть глаза и увидеть себя
Сегодня в Евангелии у двух слепцов открылись глаза. Веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф. 9: 28), — спросил у них Господь. А можно спросить и так: «Хотите ли вы открыть глаза свои?» Вы думаете, что увидите манну небесную, какие-то красоты? Вы увидите прежде всего себя. Не испугаемся ли мы этого зрелища? Ведь как мы о себе думали раньше? Вот человек говорит: «До церкви я был таким порядочным, всех любил, было у меня милующее сердце. А пришел в храм, и что-то у меня пошло не так — я стал злым, раздражительным, жадным, сварливым». А я ему говорю: «Друг ты мой, у тебя просто открылись глаза, ты начал видеть кое-что в себе». Обычно у нас «дальнозоркость». Самих себя и близких своих не видим, зато чем дальше, тем отчетливее различаем: «Он такой-то, она такая-то, они такие-то, не то что я!» А когда человек начинает видеть свой грех, начинает у него болеть душа, это означает, что он выздоравливает. Когда боль от греха становится невыносимой, значит, скоро он будет помилован. Если мы хотим открыть глаза, Бог их откроет.
Иногда нужно отгонять от себя лишние мысли. Человек подолгу напряженно размышляет, посещают его какие-то думы, он всё это многократно прокручивает в уме и начинает запутываться, выдумывает себе какие-то проблемы. Очень много надуманных проблем… Отец Николай Гурьянов как-то сказал про одного человека: «У него ум зашел за разум». А всё потому, что тот начал всё болезненно переживать внутри себя, и у него получились совершенно неправильные выводы. Где просто, там ангелов до ста.
Многие вещи, происходящие с нами и с нашими ближними, мы сегодня не можем понять и постигнуть. И не надо ничего мудрить, оставьте до времени: потом всё откроется, время всё расставит на свои места. Иначе, когда наш ум неспокоен и возбужден, придет враг и нас обманет. Если что-то не получается: «Господи, прости! Буду делать то, что смогу». А мы — или всё, или ничего. Надо по чуть-чуть, понемножку, по капельке. У отца Иоанна Крестьянкина хорошее было слово: когда цветок засох, на него не надо лить ведро воды, достаточно полстаканчика, и он уже будет отходить. Так и мы с вами.
Конечно же, Господь силен нам открыть всё, но спасительно ли это для нас? Святые отцы говорят: если человек увидит всё свое безобразие, свое внутреннее состояние, он отчается в спасении. Вот почему Господь открывает нам правду дозированно. И даже в этом случае, когда Он нам что-то открывает, мы впадаем в уныние: «Ой, я-то думал…» А что ты о себе думал? Что ты герой? Преподобный Силуан Афонский столько лет прожил в непрестанной молитве, в суровейших аскетических подвигах, и бесы всё время стояли перед ним во время молитвы. И в какой-то момент он дрогнул и сказал, что Бога умолить невозможно. Вот какая борьба! Это настоящий подвижник, это не мы с вами, и вот человеческое естество, человеческие усилия, и ты себя не перепрыгнешь. И тогда Господь ему сказал, чтобы он смирился. «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», — в этом как раз и состоит смирение. Не отчаиваться, а надеяться на Бога — какими бы мы себя ни увидели.
Мы все можем когда-нибудь предать Христа, вот в чем дело. Мне одна сестра рассказала случай. На работе у нее спросили: «Вы религиозный человек?» И она замялась… И разговор пошел дальше, все уже об этом забыли. А она почувствовала, что дрогнула, отступила от Бога, и заболела у нее душа. Вот так может произойти. Спросят: «Ты "за" или "против"?» — «А я никак, я как все». А как все? Не бойся, малое стадо! (Лк. 12: 32). Мы не как все — мы как Христос. И Христос нас ведет на Голгофу. Хотим ли мы эту Голгофу? Нет. Но если мы хотим следовать за Христом и иметь с Ним часть в жизни вечной, тогда надо идти. Все мои человеческие понимания жизни должны сокрушиться. Всё, что для меня сегодня ценно, всё это барахло надо выбрасывать. Может быть, мне нужно совсем другое — нищета или даже болезнь…
Человек с онкологией вчера впервые пришел в храм на исповедь. Две операции сделали, одна еще предстоит. Так милость Божия привела его в храм! Но человек не может этого принять, это не его мера. Мы не думаем о вечной жизни, мы думаем только о земле. А земля сгорит, и всё, что на земле, сгорит, здесь ничего не останется. И тело наше превратится в прах и сгниет в земле, каким бы здоровым оно ни было. А что останется? Душа. А сколько времени и внимания мы уделяем своей душе? Как мы ее лечим? Она смертельно больна, ее нужно лечить сегодня — завтра может быть поздно. Понимаете, в каком мы состоянии находимся? Как Богу с нами разговаривать, на каком языке? Мы просим: «Дай мне здоровья. Дай мне квартиру. Дай мне хорошего мужа (или жену). Дай мне денег». А тебе этого не надо, ты погибнешь с этими деньгами. Вот как надо думать.
Бог забирает человека только тогда, когда человек здесь, на земле, уже ничего хорошего сделать больше не может. Никаких случайностей нет. Некоторые говорят: «Вот, мой родственник не умер бы, если бы были другие врачи». При чем тут врачи? Пора, и надо собираться домой с «вещичками». Какие у вас «вещички»? Это молитвы ваших близких, это любовь, которую вы оставили в сердцах других. Вот что ценно, вот что нужно нам, чтобы за нас кто-то молился, когда мы уйдем в вечность.
Все помнят сказку «Волшебник Изумрудного города». Там жителям выдавали специальные очки. И когда их надевали, всё вокруг казалось изумрудным. Но разве нам нужны такие очки? Может быть, нам надо открыть глаза и не испугаться, а начать новую жизнь, исправляя то, что не войдет с нами в жизнь вечную. У нас очень много сегодня вопросов, но самый главный мы должны решить сейчас: быть или не быть, хочу я жить вечно или не хочу, верю ли я в свое бессмертие или меня закопают и «никто не узнает, где могилка моя». В этом суть. Если мы этот главный вопрос не решили, мы живем на краю могилы. А если решили, то всё — «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века, аминь». Вы должны бороться за жизнь и победить смерть, потому что сегодня вы причастились Тела и Крови Христа. А значит, нет смерти уже, а есть только Христос. Но мы закрываем глаза и прячемся от самих себя, обманываем самих себя. Мы еще не воины Христовы, мы только учимся. Будем надеяться, что научимся.
Спаси всех Господи!
Проповедь от 31.07.2022 г.
08.08.2022