X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

История четвертая. Искусствовед Анна

история четвертая искусствовед анна остров

С Аней мы познакомились на закате. Она приехала на остров буквально на пару часов по пути в Псково-Печерский монастырь. В итоге задержалась до заката и уплыла на материк на последней лодке при последних лучах солнца. А уже через день снова вернулась на остров.

Аня живет в Санкт-Петербурге, по специальности искусствовед, трудилась руководителем отдела рекламы в Русском музее. Уволилась и сейчас ищет другую работу. Когда-то давно на острове был ее отец. Тогда протоиерей Николай Гурьянов попросил его передать только родившейся дочери Ане поклон. Но рассказал отец Анне об этом всего пару лет назад.

девушка в длинном платье на берегу озера

«Моя душа живет в этом месте»

Мы с Аней идем пить кофе на берег озера. На острове солнечная погода, вода переливается блеском и светом. Рядом останавливается девушка, наводит камеру телефона на облепленные чайками большие камни. Но тут же опускает ее. «Ни одна камера не передаст то, что видят глаза», — говорит она.

Аня, ты побыла на острове совсем немного, но, может быть, уже поняла, что для тебя это место?

— Первое, что приходит на ум, — это дом. Меня сюда тянуло. От папы я давно слышала о батюшке Николае, но не придавала этому значения до более глубокого знакомства с Православием.

Впервые приехала на остров в прошлом году, и ко мне тут же подбежала собака любимой породы — такса. Я встретила девочку, очень похожую на меня в детстве. Конечно, на такие вещи не стоит обращать внимание, но это зацепило, я восприняла это как добрый знак.

У меня было ощущение, что я иду по правильному пути, знаю, что это мой путь. Я чувствовала, что моя душа живет в этом месте. А когда подошла к церкви, как будто узнала отчий дом.

колокольня малые колокола

Здесь я остро ощутила, что смерти нет, батюшка Николай живой и жива связь с ним. Ты ощущаешь его присутствие?

— Да, я тоже тут чувствую, что смерти нет, и батюшка живой. Как будто в определенные моменты он подсказывает, как поступить, и направляет. У меня возникает какая-то внутренняя теплота, особенно когда посещаю его могилку и келью.

Расскажи о посещении кельи отца Николая.

— Келья открыта до 17 часов. Когда я подошла к калитке, она была уже закрыта, но я на всякий случай нажала на звонок. Вышел молодой человек. Я извинилась, что не вовремя, но он проводил меня в келью. Я приложилась к иконам, и молодой человек открыл мне ковчег, где хранится шапочка батюшки. Предложил попросить отца Николая о том, что хочу, и надел мне на голову шапочку. Потом оставил в келье одну. А на выходе дал фото батюшки и спросил, откуда я. Мы поговорили, и молодой человек рассказал, что с четырех лет его привозят на остров родители. Работает он врачом, когда есть возможность, берет отпуск и приезжает.

Возможно, я слишком эмоциональна, но после посещения кельи у меня было ощущение, что я искупалась в ванне с ароматным маслом. Мы пошли к батюшке на могилку, и парень из кельи помазал меня святым маслом из лампады.

на берегу озера вечер

 «Где я была раньше?»

На остров приезжал твой папа, и отец Николай передал тебе поклон. А в какой момент ты сама решила сюда поехать?

— В 2014 году я поехала в Псково-Печерский монастырь с приятельницей. Это была туристическо-развлекательная поездка. Друг приятельницы сказал, что всё организует и что у него там есть знакомый батюшка. Я тогда была далека от церковной жизни, даже не знала, что такое исповедь. Перед тем как пойти к «знакомому» батюшке, мы с приятельницей решили прогуляться по монастырю.

монастырская стена башня

Идем, и я вижу, что прямо у стен монастыря стоит большой, добрый батюшка. Я смотрю на него, он на меня, и становится так хорошо! Вдруг батюшка раскрывает объятья и говорит: «Ну, иди ко мне!» Мы обнимаемся, и я не понимаю, что происходит — у меня льются слезы. Батюшка сказал мне очень личные вещи, и они оказались правдой. Дальше к нему стали подходить люди, и мы с приятельницей ушли на встречу со священником, с которым собирались поговорить. Позже я вновь увидела этого доброго батюшку и спросила у приятелей, кто он. Мне ответили: «Наш старец Адриан (Кирсанов)». В тот момент отец Адриан смотрел на меня издали, махал рукой и хитро улыбался. Эта встреча стала ключевой на моем пути к вере.

Мы уехали из монастыря. Я хотела вернуться к отцу Адриану, о многом с ним поговорить, но всё откладывала поездку. Вернулась спустя лет пять-шесть. Спросила в свечной лавке, как попасть к отцу Адриану, а мне сказали, что батюшка несколько месяцев назад умер. Стало так стыдно! Я очень расстроилась, взяла в лавке фото старца, и оно всегда было со мной.

старый монах

После этого в вопросе приближения к Церкви у меня была пауза. Состоялась поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, но она была больше туристической, хоть я и почувствовала, что это благодатное место. В Дивееве я познакомилась с девушкой по имени Яна, мы стали поддерживать связь. И Яна сыграла существенную роль в моем воцерковлении.

Как-то мне дали книгу «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова). Она долго лежала на полочке. Потом я заболела и искала, что почитать. Новых книг не было, и я взяла с полки «Несвятые святые». Начала читать — и не могла оторваться. Прочла за полтора дня. Мне кажется, для человека, который «не в теме», эта книга хороший первый проводник. Когда дочитала, подумала, где я была раньше?

А помнишь, что именно тебя зацепило в этой книге, какая история?

— Да, когда я ее открыла, там был рассказ про отца Адриана. У меня прямо слезы полились. После прочтения книги я поняла, что мне нужно ехать в Псково-Печерский монастырь. Написала о своем желании Яне. Оказалось, и она туда собиралась. Я из Питера, она — из Москвы, и мы поехали.

поле часовня

«Перекресток принятия решений»

— Мы с Яной приехали в Псков. И у нас был, как мы его называем, перекресток принятия решений.

На одном из перекрестков мне позвонил папа, спросил, где мы, и посоветовал, если получится, заехать на остров Талабск к батюшке Николаю. Посмотрели по навигатору, оказалось, что через пять метров нужно поворачивать. Если бы папа в тот момент не позвонил, не поехали бы.

дорога радуга

Мы не представляли, как попадем на остров, какие и когда есть рейсы. Но приехали в Толбу, а там как раз ждал катер. На острове у нас было часа два. Думаю, для первой поездки — чтобы понять, что это за место — достаточно. Мы сходили на могилку к батюшке, в его келью, искупались и поехали в Псково-Печерский монастырь.

Ты успела что-то почувствовать?

— Я чувствовала, что дома. Но будто этот дом еще плохо знаю и нужно вернуться. Мне еще предстоит его узнать.

Как будто ты зашла только в одну комнатку, а есть еще второй этаж?

— Да-да, так и есть. И так каждая поездка сюда: ты словно идешь по одной улочке, а там, за углом, раз — и огромная улица, раз — и проспект, раз — и пересечение разных улиц. Но с любым местом вы должны внутренне совпасть. Этот остров — мое место.

отец паисий молодежь

В этот момент к нашему столику подходит такса — любимая порода Ани. Собака нюхает ее ноги.

— Ну вот, я об этом и говорю, вот и добрый знак (смеется). С похожего момента год назад началось мое активное воцерковление.

Яна мне помогала, что-то рассказывала, объясняла. Потом и я стала много читать, делиться с ней тем, что узнавала. Как сказала одна женщина, у нас синхронное плавание в Церкви. Непросто найти человека, с которым ты совпадаешь, в духовной жизни тем более.

А твой отец не оказал на тебя влияния в церковной жизни?

— У отца была глубокая связь с Богом. Он пришел в Церковь за помощью, у него был конфликт с отцом, и папу направили к протоиерею Василию Лесняку. Это был особенный батюшка. Папа окормлялся у него и глубоко погрузился в Православие, помогал в церкви, прислуживал в алтаре. Еще до моего рождения хотел поступать в семинарию. Отец Василий меня крестил. Когда отца Василия не стало, папа не мог найти духовника такого же уровня. Он до конца не раскрывается мне и сейчас отстранился от Церкви… Но я уверена, что отец вернется. Сейчас он с интересом спрашивает о моих поездках.

И при этом папа попросил тебя передать поклон отцу Николаю. Значит, это место для него важно?

— Да. Я так понимаю, что отец был у батюшки один раз, но этот один раз запомнился ему на всю жизнь. О чем они говорили, отец мне не раскрывает….

Удивительно, но папа меня не воспитывал в вере и ничего не рассказывал о Православии. Может, есть какая-то логика в том, чтобы человек сам пришел.

Помню, с детства у меня рядом с кроватью всегда была икона Спасителя. И когда были какие-то сложности в школе, университете, я к ней обращалась своими словами. А после архитектурной и искусствоведческой практики по Золотому кольцу и в Великом Новгороде у меня осталась иконочка Матроны Московской. Я всегда брала ее с собой на экзамены. А перед экзаменом смотрела, какое у святой лицо: если лик добрый, значит, будет пятерка, если строгий — надо еще подучить. Конечно, это было ребячество, но работало.

потрясающе красивый монастырский комплекс

Когда я училась в университете на кафедре истории искусства, древнерусское искусство нам преподавал Валентин Александрович Булкин — он написал много книг. Люди, которые занимаются древнерусским искусством, очень глубокие. У нас была архитектурная практика: мы курсом выезжали в Великий Новгород, вели раскопки в кремле, вместе с Валентином Александровичем ходили по храмам, изучали архитектуру. Он часто рассказывал студентам не только об архитектуре, но и о жизни, аккуратно уходя в духовную область. Наверное, был верующим человеком. Валентин Александрович всегда с большой любовью говорил о росписи, иконостасе, архитектуре. Он считал архитектуру живой, говорил, что у здания есть душа.

Иногда нам посылаются люди, через которых мы должны узнать что-то важное. Их потом уже нет, но эти встречи со временем раскрываются всё глубже. Я уверена, Валентин Александрович тоже повлиял на мою душу и приблизил ее к Богу.

«Его бесконечная доброта примагничивает»

Аня, а что тебя больше всего трогает в отце Николае? Что помогло установить с ним личную связь?

— Для меня он добрый батюшка, который всё видит и знает про меня. Почему-то мне кажется, что он не был строгих канонов и правил, ему было важно сердце, внутренняя чистота человека и стремление к ней. Вот эта его бесконечная доброта примагничивает.

А помнишь его любимое наставление?

— Мне запомнилась фраза, что за всё нужно благодарить Бога. «Не забывайте никогда, даже в самые темные времена жизни, благодарить Бога». Я часто к ей возвращаюсь.

вечерние посиделки

Аня до последнего оттягивала свой отъезд. Как будто каждый час, минута или секунда, проведенные на острове, могут ей еще что-то дать. Может быть, что-то самое важное. Я встречаю ее, когда она идет с вещами к бухте.

— Знаешь, вечером на закате у меня было ощущение, что мы все друг друга очень хорошо знаем, мы большая семья, хотя встретились совсем недавно. Как будто мы все приехали к любимому дедушке в деревню на лето. Но вот лето скоро закончится, и пора разъезжаться. И от этого очень грустно, — говорит Аня и садится в лодку.

За день на острове Аня поднялась на колокольню и слушала звон, который летел над деревней. Молилась на Божественной литургии в праздник иконы Казанской Божьей Матери. Съездила на остров Верхний, где возвышается старинный храм в честь святых апостолов Петра и Павла и покоятся мощи преподобного Досифея Верхнеостровского. Купалась в озере, ела копченого судака, смотрела и слушала закат. «Здесь всё включено. И даже больше», — сказала Аня про остров на прощание.

Только как бы это ВСЁ удержать…

озеро закат

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Демидюк 

Фотографии Ольги Демидюк

История первая. Рыбачка баба Тася>>

История вторая. «Чудесная рыба»>>

История третья. Учительница>>

31.08.2022

Просмотров: 213
Рейтинг: 4.8
Голосов: 75
Оценка:
Комментировать