Слово на день святых апостолов Петра и Павла
Слово на день свв. славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Сегодня Церковь совершает святую и славную память первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла. Вспомним их и мы благоговейным, благодарным и хвалебным словом.
Какие же душевные качества и добродетели имели свв. апостолы Петр и Павел, преимущественно по принятии ими даров Святого Духа, ибо прежде и они имели некоторые немощи? Эти качества суть — святая простота нрава, живая вера в Иисуса Христа как Сына Божия единородного, твердейшая адаманта (алмаза), непоколебимое упование на Бога, — чистейшая, пламенная к Богу любовь, и в Боге — к человечеству, погибающему и искупленному бесценной кровью Сына Божия, кротость и смирение, неизменное и ко всем равное, соединенное с уважением ко всякому человеку, в особенности ищущему истины и спасения, всегдашняя близость и доступность ко всем, терпение ангельское; до конца жизни — всегдашняя, горячая ревность о спасении всех людей, всегдашнее воздержание, полное самоотречение от угождения плоти и от всякого мирского пристрастия, ум, зрящий непрестанно горе, преданность Богу всецелая, святость во всем житии — вот главные черты их характера по обновлении благодатью!
Апостол Петр на вопрос Иисуса Христа ученикам: за кого почитаете Меня вы? — прямо отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (ср.: Мф. 16: 15, 16). Эта вера в Петре была так искренна и тверда еще в то время, т.е. до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: …блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Мф. 16: 17). Потому-то Иисус Христос, продолжая свою речь Петру, называет его этим новым именем, т.е. Петр, что значит камень, предвидя его твердую веру и твердое исповедание его Сыном Божиим до последнего издыхания, и обещает на сем камени, т.е. на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою или общество верующих в Него, которого не одолеют и все силы ада, и дать ключи Царства Небесного — отворять и затворять его для людей, ибо вере всё возможно: она ключ к Небесному Царствию. Апостол Петр оправдал вполне доверие своего божественного Учителя: имевши только раз слабость отречься от своего Господа в тесных обстоятельствах, он до конца жизни своей остался верен призвавшему его Господу, и веру и апостольские подвиги свои запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головой.
Что же касается Савла, бывшего прежде хульника, гонителя и досадителя христианской веры, учения и учеников Христовых, — Савла, впоследствии переименовавшегося Павлом, то по чудесном явлении ему Иисуса Христа с небеси на пути в Дамаск он совершенно переменился в своих мыслях, намерениях, в сердце, в жизни: через три дня после этого он уже открыто перед всеми иудеями и язычниками исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим, чем нажил себе между ними повсюду злейших врагов, многократно покушавшихся убить его. Его вера в Господа была так тверда, что этой верой он совершил множество чудес, открыто и небоязненно исповедовал ее пред всеми, ради нее перенес бесчисленные труды, претерпел бесчисленные гонения, темницы, скорби, побои, сечение, наконец, мечное усечение. Таковы черты высокого характера Павлова, таковы его искушение, борение, подвиги! Что было причиной их? Горячая любовь к Богу и к людям, ибо он сам так о себе говорит в Послании к Римлянам: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 35–39). Вот любовь к Богу в апостоле Павле, любовь пламенная, достойная Бога! Подобная же любовь была и в апостоле Петре, и в прочих апостолах.
Ко всему сказанному прибавлю, что апостолы имели ум Христов, сердце Христово, уста Христовы; они весь мир просветили учением своим и все концы земли привели ко Христу; они исторгли из уст диавола бесчисленные души человеческие, как добычу бесценную; иссушили солено-горькое море страстей и пороков; внесли в мир просвещение, возрождение, обновление; они благоустроили Церковь; учредили богослужение и таинства, коими теперь пользуемся мы к нашему очищению, освящению, утешению и спасению; их писаниями богодуховными мы доселе непрестанно поучаемся, утешаемся, утверждаемся; их молитвами стоим в вере и благочестии; они уврачевали недуговавшее тлением человечество, научили его презирать тленное и стремиться к нетленному. Они посеяли семя нетления и святыни в сердца человеческие, и в людях процвела святыня и нетление — явились бесчисленные сонмы ревнителей нетленной жизни и унаследовали нетленную, нестареющую, вечную жизнь, — разумею бесчисленные сонмы мучеников, святителей, преподобных мужей и жен, бессребреников, праведных и всех святых.
Будем назидаться, братия мои, столь славным примером апостолов: их верой, упованием, любовью, чистотой, кротостью, смирением, терпением, преданностью воле Божией, самоотвержением, воздержанием, нестяжанием, мужеством, проникаться и оживляться их духом. Да дарует сие всем нам Господь, без Которого не можем творити ничесоже (ср.: Ин. 15: 5) и без Которого не созидается дом душевный. Аминь.
12.07.2022