X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О грехе и покаянии (часть 2)

О грехе и покаянии

Покаяние

Мы слышим множество всяких призывов к покаянию, но они не рождают в нашем уме никаких ассоциаций. А между тем слово о покаянии очень важно. Если грех — это движение от Бога, то покаяние — это движение к Богу. Поэтому каждому человеку, который хочет вернуться к Богу, нужно очень четко представлять себе, что такое покаяние, как это относится к нему лично и что он должен делать, если хочет покаяться.

Человек считает, что покаяться — это значит рассказать на исповеди о том, что мучит его совесть. Человек прибегает к исповеди как к какому-то психотерапевтическому лекарству, вроде беседы с психологом: я ему рассказал, он мне объяснил, мне стало легче. На самом деле цель покаяния совсем другая.

Покаяние — духовное прозрение

Покаяние иначе можно назвать духовным прозрением, потому что движение к Богу возможно только тогда, когда открываются духовные очи человека. Человек начинает видеть Бога, Его Промысл в окружающей жизни, в людях, которых он встречает, в историческом процессе. И он начинает понимать, что жизнь людей, и отдельно каждого, и всех вместе, зависит от Бога.

Религиозное чувство, способность к видению Бога есть у каждого. Почему же тогда людей неверующих, духовно слепых, так много? Просто в течение жизни эта способность атрофируется, как любой орган, которым не пользуются: если человек долго не ходит, ему заново приходится учиться ходить; если он с самого младенчества не получает Божественной пищи, душа у него начинает костенеть, омертвевать, и он погружается во тьму неверия. Как такому человеку помочь? Для этого надо ему сказать, что спасти может только покаяние.

С чего начинать покаяние, с чего начинать это шествие к Богу, с чего начинать прозрение?

Шаг первый

Чтобы вступить на этот путь, чтобы уверовать, надо начинать с того, что дать себе возможность побыть одному, мысленно отрешиться от всех своих земных забот, от земной суеты, которая мешает видеть Бога, остаться одному в тишине — может, куда-то уехать, может, запереться на часок-другой в комнате, сесть и постараться заглянуть внутрь себя и понять: какой я человек, хороший или плохой?

Большинство людей говорят: ну я, конечно, не могу сказать, что я прямо самый хороший, но я человек неплохой.

Спрашивается: как же ты неплохой, когда ты все до одной, какие только есть, заповеди Божии нарушаешь? Но человек склонен приводить веские оправдания для своих проступков. Когда человек поступает против нас, мы считаем, что у него нет совести, когда же мы сами что-то делаем другому, то начинаем себя оправдывать, говорим, что это она (или он) такая-то и такая-то, она (или он) меня довела, поэтому я был вынужден.

Раз человек совершенно не видит Бога, значит, если ему ничто не угрожает, он может совершить любое преступление. Исключения бывают, когда его воспитали люди, имеющие нравственные принципы, но ведь любые нравственные принципы основаны на какой-то религии.

Пока человек считает себя правым, хорошим, знающим, умным, он Бога увидеть не может только по одной причине: он гордый. А гордость есть самое главное заблуждение человека насчет самого себя, которое делает его сердце совершенно непроницаемым для того, чтобы увидеть Бога.

Покаяние есть как раз признание правды о себе, которая состоит в том, что каждый грешен. Безгрешен один только Бог. И лишь когда человек это признает, только тогда он положит начало покаянию.

Шаг второй

Разрушать стену гордости, эту твердыню, отделяющую нас от Бога, надо постепенно. Сначала необходимо признать, что Иисус Христос есть Сын Божий, Пришедый с небес, и что Священное Писание потому называется Священным, что оно пришло к нам от Бога, хотя и написано людьми, но не без участия Божия. А потом взять заповеди, которые содержатся в Священном Писании, и начать сравнивать с ними свою прошлую и теперешнюю жизнь. И разница между тем, что требует от нас Бог, и тем, что мы делаем на самом деле, и будет составлять наш грех.

Но вот я увидел, я понял, что грешен этим и этим. Что же я должен сделать дальше? Дальше мне нужно возыметь в себе мужество решиться оставить свою грешную жизнь и начать ее изменять — но с чего?

Начинать с самого простого. Грехи как бы сплетены в большой клубок, и распутывать его желательно начинать с самого простого.

Вот, например, есть заповедь Божия: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай… а день седьмой — Господу, Богу твоему. В заповеди не сказано: день же седьмый тебе, на исполнение твоих желаний, — а день же седьмый Господу Богу твоему.

Как же крещеный православный человек должен вести себя в седьмой день недели, как должен святить этот день? Вообще, почему эта заповедь стоит впереди даже заповедей «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», которые все знают? А вот о том, что нужно каждое воскресенье как минимум ходить в храм, человек, как правило, не знает и даже не считает это за грех. На самом же деле это грех (непочтения, нелюбви к Богу) больший, чем убийство, воровство и прелюбодеяние.

Человек должен оставить все свои дела ради того, чтобы посвятить этот день Богу, Который нас кормит, одевает, греет, Который дал нам эту прекрасную землю (а мы ее очень основательно изуродовали), — и нужно хотя бы один день в неделю отрешиться от своих дел для того, чтобы прийти в храм Бога поблагодарить. Нам надо взять решимость каждое воскресенье приносить свое тело в храм и стоять там до тех пор, пока мы не изнеможем.

Сразу понять всё, что происходит в храме на богослужении, невозможно. Но ведь если мы окажемся на лекции для пятого курса экономической академии, мы тоже не поймем, о чем там говорят. Надо постепенно в это войти, вникнуть. Это самое простое, чисто телесное упражнение, которое мы можем себе для начала позволить.

Церковь — это школа, которую создал для нас Христос. Нам надо начинать ходить в эту «школу» учиться.

Шаг третий

Следующим шагом для покаяния, для того, чтобы нам прозреть, является чтение Евангелия. Нужно проявить к Богу некий интерес. «Евангелие» в переводе на русский язык означает «благая весть» — весть о том, что, оказывается, можно выйти из этой тьмы и начать совершенно другую жизнь, можно, оказывается, познать Бога, и это не так уж трудно сделать, можно, оказывается, устроить счастливую семью и воспитать нормальных детей, можно прожить жизнь, не убивая собственных детей, не делая бесчисленные аборты.

Евангелие учит нас любви. Посмотрите: для себя, для своих детей, для своих внуков человек часто готов расшибиться в лепешку, а вот для другого — взять, например, и уступить свое место в очереди другому, чтобы ему досталось, а мне бы не досталось, — на это никто не способен. Но если мы откроем Евангелие, мы увидим, что требуется как раз это. Господь требует от нас любви к ближнему, любви жертвенной. Любовь — это когда человек способен отказаться от себя ради кого-то другого. Вот стреляют — а он ползет под пулями, чтобы раненого вытянуть. Мог бы сказать: шут с ним, с раненым, — а нет, ползет, рискуя жизнью ради чужого.

Источник благодатной силы

Если нет этой любви, этой нравственности, спрашивается, где ее черпать? Что дает эту силу? Опять же ответ — Церковь, ведь главным делом Господа нашего Иисуса Христа было создание Церкви. Церковь Христова, по слову Господа, будет существовать до конца веков, чтобы любой человек, который захотел покаяться, мог бы начать через нее новую жизнь.

Христос дал Божественную власть Своим ученикам, сказал им: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». А ученики передали эту власть другим ученикам, и так через две тысячи лет это дошло до наших дней. Кто нас может развязать от грехов? Только Сам Христос. Через кого? Через Своих учеников. Только в Церкви мы можем получить благодатную силу для того, чтобы нам исправить собственную жизнь. И только таким образом можно выйти из ужаса нашей обычной жизни и узнать, что же делать для того, чтобы спасти себя, своих детей и помочь встать на духовные ноги своим внукам.

Если человек не исповедуется, если он постоянно не борется с собой, если он постоянно не заставляет себя молиться, хотя это трудно, если он постоянно не причащается, не соединяется с Богом в таинстве Святого Причащения, у него просто не будет сил к покаянию, он просто не сможет двигаться по направлению к Богу. Поэтому без Церкви спасения нет.

Итак, покаяние — это не только осознание своих грехов, покаяние — это еще и молитва, это изучение Священного Писания, постоянное освоение православного богослужения, всегдашняя готовность помочь своему ближнему, потому что ближний мой — такой же исстрадавшийся грешник, духовный инвалид.

Исправить нельзя — простить можно

Кто-то, осознав свое падение, скажет: ну, этого не вернешь, это уже не исправишь. Да, не исправишь, но есть обещание Господа, что, когда бы человек ни пришел в себя, Господь может ему простить. Исправить нельзя, но можно простить, если действительно, не на словах, а глубоко в душе человек понял, осознал, что грех, в котором он живет, — это есть безумное самоуничтожение, и решил начать путь прозрения, движения к Богу, путь духовного, нравственного выздоровления.

Совершенно понятно, что полностью мы не исправимся, но Господь от нас ждет хотя бы доброго намерения, хотя бы какого-то движения к Богу, чтобы это хотя бы в чем-нибудь выражалось.

Подготовила ин. Татиана (Кладиева)

О грехе и покаянии (часть 1)>>

13.07.2022

Просмотров: 514
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Комментировать