X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О грехе и покаянии (часть 1)

О грехе и покаянии

Грех — это не проступок

Многие современные люди задаются таким вопросом: если человек хороший, если он добросовестно трудится, прекрасный семьянин, не жадный, но старается, чтобы дома всё было, а вот в храм не ходит, Богу не молится, потому что его так воспитали, — что же, неужели этого хорошего, благовоспитанного, нежадного и никому не делающего зла человека Господь отринет? Ведь если уж таких людей Господь отринет, тогда что говорить об остальных, которые совершают всякие дурные поступки в своей жизни?

Когда человек задает такой вопрос, это свидетельствует о том, что он вообще не понимает, что такое грех. Как правило, под грехом человек подразумевает некий проступок. На самом же деле нехороший поступок — это уже следствие греха. То есть сначала человек впадает в грех, а уже потом он совершает какой-то проступок.

Грех — противление воле Божией

Начнем с определения: грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку?

В Писании сказано: [Господь] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). А истина — это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришел к Нему. Если же он к Богу не идет, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь, или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.

Хороший человек, который никому ничего особенно плохого не делает: работает или пенсию получает, готовит себе еду, потом эту еду ест, спит, лечится от своих болезней — он никому ничего плохого не делает, но он для Бога мертв, как мертв срезанный на клумбе и поставленный в вазу прекрасный цветок, потому что он отсечен от питающего его стебля. Так и большинство из миллиардов живущих на земле людей не знают, что на самом деле они уже мертвы: они отсечены от источника жизни. А источник жизни — это Бог.

Если человек не имеет общения с Богом, отделяет себя от Бога, то этот человек для Бога мертв. Люди довольно часто спрашивают, какой самый тяжкий грех, и, конечно, когда они задают такой вопрос, у них в голове громоздятся какие-то страшные убийства, ужасные предательства и так далее, но ведь дело не в этом. Если мы принимаем определение, что грех есть удаление от Бога, то самое полное удаление от Бога, то есть погружение в эту тьму, — это и есть самый тяжкий грех.

Отпадение от Бога

Человек создан Богом как высшее существо всего видимого мира. По своей и разумности, и словесности, и, самое главное, по возможности познать Бога — он стоит выше всех. Он задуман Богом как существо пограничное между всем земным, что представляет собой мир материальный, и всем духовным, что представляет собой мир Божественный, мир ангельский. Но человек отпал от Бога, и это отпадение, которое по христианскому учению и есть грех, привело к тому, что он перестал чувствовать Бога, прервал с Ним общение, стал жить сам по себе. А это имело катастрофические последствия.

Что же произошло в результате грехопадения в Эдемском саду? В Писании сказано, что Адам был изгнан из рая. Как мы поступаем с человеком, которому желаем только добра и к которому хорошо относимся, а он в ответ нам делает гадость? Мы прерываем с ним общение — не только потому, что нам обидно, но и потому, что это общение очень опасно: он может сделать очередную гадость тогда, когда мы этого совсем не ждем. Поэтому грех, всякое нарушение воли Божией, сразу отделяет человека от Бога.

Бог хочет восстановить отношения с человеком

Что мы делаем, когда согрешает наш ребенок или внук? Нам очень горько, нам очень больно, но, если мы видим в нем хотя бы малейшее желание как-то загладить свою вину, пусть он просто буркнул: «Ну прости, я больше не буду», — мы всё равно готовы ему простить, потому что мы его любим и нам тяжело, что наши отношения разорвались. Мы хотим во что бы то ни стало восстановить эти отношения, мы надеемся, что он исправится. Так же поступает и Бог с человеком.

Чтобы уничтожить Землю и всё на ней живущее, достаточно изменить наклон земной оси по отношению к Солнцу хотя бы на чуть-чуть, или изменить мощность гравитационного поля хотя бы на один процент, или чуть-чуть приблизить Землю к Солнцу или отдалить от него. А почему же Господь так не делает? Бог любит человека. Господь хочет, чтобы восстановились эти отношения между человеком и Богом.

Бесценный дар

Ни одно животное не может выйти за рамки инстинкта. Что корове положено, то она и будет делать. У человека же есть дар, бесценный и удивительный, — дар свободы. И человек может выбирать, как ему поступить. Например, лежит на видном месте ценный предмет. Проходит человек мимо, оглянулся вокруг — никого нет. Взял, положил в карман. А другой скажет: «Не мое. Не мной положено, не мной будет взято!» — и пройдет мимо. Человек может украсть, а может и нет. Если человек оторван от Бога, от Божьих заповедей, он полностью утратил ориентир, что можно делать, а чего нельзя. Когда же человек пребывает в состоянии общения с Богом, совесть его всё время звучит, и он внутри себя знает, что хорошо, что плохо.

Человек, обретший Бога и имеющий живое общение с Ним, не может отказаться от Бога, он даже боится эту мысль принять хотя бы на минутку. Как же это я откажусь от того, что представляет для меня высшую ценность, которая для меня важнее всего на свете, важнее даже самого драгоценного, что есть у человека, моей собственной жизни, гораздо важнее?! Поэтому такой человек никогда не украдет, не убьет, не совершит другой смертный грех, потому что понимает, что это отдалит его от Бога, разрушит взаимоотношения с Богом, потому что то, что он имеет в Боге, ни за какие деньги не купишь.

Добровольный выбор

Можно взять любого непослушного сына и палкой бить его до тех пор, пока этот сынок не скажет: «Папочка, я тебя люблю, ты меня прости». С помощью палки можно любого заставить сказать «каюсь и прости» и даже сказать «люблю», но любви не будет. Любовь — это дело добровольное. А Бог, как и всякий отец, хочет только одного — чтобы дети его любили и поэтому слушались.

Чтобы иметь общение с Богом, каждому из нас нужно не один раз прочитать Евангелие. Это поможет нам убедиться в святости Сына Божия, Который сошел с небес ради нашего спасения, поможет серьезно задуматься о своем грехе (а грех, как мы уже знаем, есть то, что отделяет нас от Бога) и захотеть быть Его учениками. Грех есть состояние души человека. И нам нужно это греховное состояние по возможности, пока мы живы, победить.

Продолжение следует…

Подготовила ин. Татиана (Кладиева)

12.07.2022

Просмотров: 265
Рейтинг: 4
Голосов: 22
Оценка:
Комментировать