X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Гора Афон, Гора Святая

Афон, молитва, монах, лампада, свеча

«Наша Церковь живет молитвой своих чад. Конечно же, существуют разные виды молитвы. Но если мы хотим узнать, какой из них в большей мере свойственен Церкви, неиссякаемо хранит ее духовность на всякое время и на всякий час, тогда нам нужно обратиться к святым чадам церковным, составляющим монашеский лик. Ибо, как сказано у святого Исаака Сирина, монашество — это "похвала Христовой Церкви", воплотившееся и ожившее Евангелие. Монашество — ее священная сокровищница, в которой в неприкосновенности сохраняются ее догматы, неизменное стремление к мученическому образу жизни, истинное благочестие, подлинная духовная традиция, ее деятельная и спасительная миссия, в которой не умолкает сладостная песнь, обращенная к возлюбленному Христу и светлому голубю, Святому Духу, исходящему от Отца (см.: Ин. 15: 26).

Кто не слышал об афонской молитве? Это всего лишь несколько слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Криком души Господи мы славим Бога в Его величии, Царя Израиля, Создателя видимого и невидимого мира, пред Которым трепещут Серафимы и Херувимы.

Сладчайшим воззванием Иисусе мы свидетельствуем о том, что Христос, Спаситель наш, здесь. Мы благодарим Его за то, что Он даровал нам жизнь вечную. Третьим словом Христе мы признаем, что Христос есть Сын Божий и Сам — Бог. Ведь нас спас не человек и не один из Ангелов, но Истинный Бог — Иисус Христос.

Затем с сокровенной просьбой помилуй меня мы поклоняемся Богу и просим Его, чтобы Он смилостивился над нами и ради спасения исполнил то, о чем мы Его просим, чего желаем, в чем нуждаются наши сердца. Какая глубина в слове меня! Ведь речь идет не только обо мне самом, но и о всех, получивших гражданство в Державе Христовой, в Святой Церкви. Ибо все они составляют часть моего Тела.

И в конце, дабы наша молитва была более полной, мы прибавляем слово грешнаго, исповедуя свою греховность, так, как это делали все святые, и так сделались сыновьями света и дня. Мы видим, что молитва включает в себя прославление, благодарение, богословие, прошение и исповедание».

Архимандрит Эмилиан (Вафидис)

«Лишь молитва Иисусова (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя) очищает душу, то есть непрестанный вопль к Богу, Спасителю нашему. В призывании и единении с Иисусом заключается всё наше спасение. Возопим, чтобы Он пришел и исцелил нас. Являясь больными, будем стенать, и Он, как врач, исполненный любви, поспешит на помощь. Мы, подобно впавшему в руки разбойников, восплачем, и Добрый Самарянин придет, очистит наши раны, приведет в гостиницу, то есть к созерцанию Света, Который зажигает всё наше существо. Когда Бог приходит в наше сердце, тогда побеждается диавол и очищается нечистота, им создаваемая. Таким образом, победа над диаволом является победой Христа через нас. Мы сделаем человеческое (воззовем ко Христу), а Он сделает Божественное (победит диавола и очистит нас). Следовательно, не следует стремиться самим делать дело Бога, а Богу оставлять дело человека. Нужно хорошо понять, что от нас зависит человеческое (молитва), а от Бога — Божественное (спасение)».

Митрополит Иерофей (Влахос)

Источники:

  1. Эмилиан, архимандрит. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. — М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2002.
  2. Иерофей (Влахос), митрополит. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — Свято­Троицкая Сергиева лавра, 2003.
  3. Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

05.07.2022

Просмотров: 509
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Комментировать