Делание любви
В Евангелии мы читаем о том, что нас спасает и что нам может быть в обличение, в обвинение, о том, что нас может не пустить в Царствие Небесное. Это — отношение к ближнему, те конкретные дела, которые мы в своей жизни совершаем. Мы можем теоретически быть прекрасными богословами, разбираться в каких-то вопросах духовных… Об этом ничего не сказано в Евангелии, а сказано о ближнем, который рядом с нами, об отношении к ближнему, о заботе, о внимании, о терпении, о служении ему. Вот в чем нас будут судить.
Мы с вами еще, наверное, далеки от того, чтобы сказать: «Да, всё, что мы имеем, все силы отдаем тому, кто рядом». Мы иногда унываем. А в служении ближнему должно брать пример с нашего Господа, который всё отдал до конца и — внешне — за все благодеяния, за всю любовь, которую Он принес в этот мир, получил позорную крестную смерть в страдании. Вот так и душа, которая действительно хочет Христовой любви, Христовой жертвенной любви, должна готовиться к тому, что будет встречать сопротивление в этом мире. Такая любовь не будет победоносной, она будет приносить страдания. Потому что мы знаем, что в любом человеке, которого мы пытаемся любить, которому мы пытаемся помочь, живет грех, и дьявол через этот грех (а у каждого свои болезни) пытается оттолкнуть любовь Христову, чтобы мы разочаровались, не поверили Богу, что надо любить до конца — даже тех, кто нас не любит, чтобы усомнились, устали делать добро.
Любить действительно трудно. И все-таки делание любви, понуждение себя к хорошему, к борьбе за ближнего — это наша с вами природа, которую мы, к сожалению, помрачили через отпадение от Бога. И сейчас приходится себя понуждать на каждое доброе слово, на каждое доброе дело.
Всё наше благочестие основано на вдохновении: «Вот, я сделаю хорошее дело, помогу кому-то, послужу Богу». А на самом деле — полюбуюсь собой. Когда же тебе говорят: «Знаешь что, надо сделать вот это и не рассуждать» — всякая любовь проходит. Возникает протест: «Почему я? Я уже не могу, я устал, я уже не хочу, да это не важно!..» И начинается внутренняя борьба за то, чтобы смириться; она приобретает характер сплошного протеста и нежелания подчиниться воле Божией. Тем не менее Господь терпеливо нас учит.
Так и в семье, где люди зависят друг от друга, человек должен подчинить свою волю другому, должен его услышать. Чем больше человек любит, тем больше смиряется.
Мы говорим: как нам быть? Вот телевизор — бомба замедленного действия в нашей квартире. Близкие включают телевизор, и оттуда льется поток грязи, лести, нечистоты. Почему люди включают телевизор? Почему заглушают себя? От пустоты, от того, что им не о чем говорить. Раньше люди собирались, песни пели, а сейчас никто никого не хочет слышать. Всем всё известно и неинтересно. Мы говорим по страсти, а страстей у человека своих хватает. Потому нам не верят, что в нас нет любви.
Поэтому нам нужно, чтобы в сердце нашем была та радость, та красота, которая победит «красоту» этого мира. Когда будет у нас благодать Божия, когда будет молитва, когда будет действительно живой Христос, тогда наш ближний скажет: «Ой, лучше я побуду с дорогими моими, мне не хочется терять время на пустоту, лучше побеседую, услышу какое-то хорошее слово, какой-то совет».
25.07.2022