X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Слепые и зрячие

слово духовника, протоиерей Андрей Лемешонок

Сегодня мы слышим в Евангелии, как человек, рожденный слепым, не видевший света, открыл глаза и увидел Бога. А окружающие его зрячие люди Бога не видели. Вот так часто бывает: Бога находит человек, чем-то обделенный, «лишний», не вписавшийся в стандарты этого мира… А какие-то удачливые люди, которые чувствуют себя хозяевами мира, наоборот, Творца не видят. Насколько мы с вами должны быть внимательны, осторожны, чтобы не говорить: «Ой, как мне не повезло», когда что-то теряем, когда нас чем-то обделили, обидели! Может быть, это нужно, если на то есть Божие произволение. Может быть, нужно что-то потерять, чтобы найти, нужно понести какие-то скорби, чтобы потом прикоснуться к радости.

Жизнь христианина очень противоречивая. Могу так сказать про себя: пару часов назад, открыв глаза, я умирал, а сейчас живу… А потом я опять умру и опять буду жить. И вот это «от смерти к жизни» — наверное, удел священника. Ты испытываешь смерть — конечно, по-человечески, в пределах нашего земного мира — и испытываешь жизнь, тоже в ту меру, в которую Господь тебе дает. И, может, если бы не было смерти, то не было бы и такой радости жизни… В одно лето поехали мы на отдых в лес, поставили палатки. И целый месяц шел дождь! Уже все реки повыходили из берегов. И вдруг в один из дней выглянуло солнце и осветило всю эту промокшую природу, эти капли на листве… Вот это была красота! И мы бы ее не увидели, если бы весь этот месяц была солнечная погода. Начинаешь ценить такие моменты. А когда к чему-то привыкаешь — всё становится обыденным. И в этом сегодня, наверное, наша проблема. Мы привыкли к святыне. Мы привыкли. У нас, слава Богу, семь дней в неделю служится литургия, и не по одному разу. Никто нас в нашем храме не ограничивает — когда и сколько раз причащаться. Мне кажется, что это личные отношения человека с Богом, и надо быть очень осторожным, чтобы что-то указывать. Но как важно не привыкать к литургии! И вот, чтобы этого не произошло, нужно умирать. Этот контраст смерти и жизни. А не просто прибежал в храм, подошел к Чаше, открыл рот, закрыл рот и побежал дальше.

фреска, исцеление слепого

Думаю, сразу это не получается, но на то нам и дана земная жизнь, чтобы мы сегодня искали правильное отношение к Богу, к ближнему. Чтобы у нас было какое-то творческое понимание, как нужно направлять свой ум, как его останавливать, как усмирять свои чувства, зная, что солнце светит и согревает нас, даже когда кругом тьма. То есть нам нужно победить свою природу — природу греховную, душевную. Душевный человек должен погибнуть на кресте, он должен быть распят. И только тогда воскреснет новый человек — христианин, и он уже всё будет видеть и оценивать не по каким-то сиюминутным удобствам, выгодам и другим привилегиям, которые можно получить в этом временном мире, а по тому, насколько душа приблизилась к Богу. Вот почему, дорогие мои, у нас еще столько работы. Нам еще столько нужно менять внутри себя! И если хочешь помочь своему близкому, тогда и тысячи спасутся вокруг тебя. Необходимо достойно прожить то время, которое нам дано на этой земле, и сказать за всё Богу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Конечно, хочется и передохнуть, и чуть успокоиться, прийти в себя — много чего хочется, и нам Господь дает. Но сильно расслабляться не стоит, чтобы не оказаться в луже греха и не отступить от Бога. Сегодня каждый христианин стоит перед проблемой исповедания Христа в этом мире, который Христа не принимает никак. Христа, основавшего Свою Православную Церковь, Христа, ведущего нас в другой мир, Христа, заявляющего о Своей победе над этим миром. Мир этого Христа не принимает. Ему нравится Христос лакированный, Христос, Который обеспечивает нам какие-то земные преимущества… Отсюда и протестантизм, такая идеология: «Вот, я пришел к Христу, я сказал Ему "прости меня". Всё, я покаялся, больше мне ничего не надо! Я святой, и мне сейчас Бог будет в этой жизни помогать». У православного не так: чем дальше живешь, тем больше всего такого, знаете, «не очень» — в этом мире не очень приятного и не очень радостного. Но все-таки сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5). И все-таки, несмотря на какие-то обступающие нас скорби, мы говорим о радости, которой этот мир не способен дать человеку. Мы говорим о победе над смертью, и это самое главное, потому что впереди у каждого человека, живущего на этой земле, будет смерть. А мы знаем, что она побеждена. Мы знаем, что ее просто нет. Будет, конечно, очень непростой переход в Вечность, и это станет главным экзаменом всей нашей жизни. Но мы надеемся на милосердие Божие.

Приходя в храм, мы живем уже не временными ценностями, а вечной жизнью. Не будем забывать, что Воскресение Христово продолжается, в общем-то, весь календарный год. Поэтому преподобный Серафим Саровский, встречая людей, в любое время года и даже во время Великого поста приветствовал их: «Христос воскресе!» Его душа жила радостью светлого Христова Воскресения. Этой радости Воскресения хочу пожелать и всем вам, чтобы вы делились ею со своими ближними и не покупались на все приманки и ловушки этого мира, не слушали, что там болтают в интернете. Сколько лжи было на нас вылито во время всех этих недавних событий! Чего там только не писали! Этого никогда не было, а они пишут, да так уверенно: «Вот они такие, вот они сякие…» Да, мы плохие. И хотим исправиться. И мы об этом говорим открыто. Да, действительно, священник я, например, никудышный, но хотел бы научиться служить Богу по-настоящему. Пока это очень трудно, но я верю, что Господь за малое произволение, за желание Своей благодатью даст силу, чтобы послужить Ему честно.

Фрагмент воскресной проповеди от 29.05.2022 г., в Неделю о слепом

06.06.2022

Просмотров: 64
Рейтинг: 4.8
Голосов: 19
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать