X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О терпении и смирении

терпение, смирение, преподобный Серафим Саровский, свечи

Надобно всегда терпеть всё, что бы ни случилось, Бога ради с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью, и потому недостойны, по апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8: 18).

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и единому Господу открывай тогда сердце свое.

Когда кто-нибудь уничижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся простить ему, по слову Евангелия: …от взимающего твоя, не истязуй (Лк. 6: 30).

Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя себе, что ежели бы мы были достойны, то все кланялись бы нам.

Мы всегда и перед всеми должны уничижать себя, следуя учению святого Исаака Сирина: «Уничижи себе, и узришь славу Божию в себе»*.

Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию: идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается.

Несущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.

Как воск, не разогретый и не размягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4: 11). Так, если во время искушений несколько отходят от нас Ангелы Божии, то не далеко и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжавает и прочия совершенства. Почему святой пророк Исайя говорит: терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40: 31).

Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, — так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя всё для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть пророк, хотели взять Его и сделать царем; а когда Он сказал им: делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин. 6: 27), тогда говорили Ему: …кое убо Ты твориши знамение… отцы наши ядоша манну в пустыни (Ин. 6: 30, 31). Прямо на таких падает слово: …исповестся тебе, егда благосотвориши ему… [и таковой] даже до века не узрит света (Пс. 48: 19, 20).

Посему апостол Иаков учит нас: Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать (Иак. 1: 2–4) и прибавляет: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни (Иак. 1: 12).

***

Святой Макарий Великий пишет: «Ежели смиренномудрием, простодушием и благостью украшены не будем, образ молитвы ничто же нас пользует». Сие же не о молитве только, но и о всяком подвиге говорит. «Якоже свету не сущу, мрачна и темна вся, сице: не сущу смиренномудрию, все наши тщания по Бозе суетны и бесполезны», — сказал Исихий пресвитер. Ничто так душу смирить не может, как убогое состояние. Молчи, терпи, молись, будь кроток, смирен, со всеми мирен, и спасешься. Смиренномудрие состоит: жить по заповедям Божиим, делать добрые дела и почитать себя всех хуже и грешнее.

---------------------------------

* Прп. Исаак Сирин. Слово 57.

 

Источники:

  1. Преподобный Серафим Саровский (Мошнин). Духовные наставления инокам и мирянам.
  2. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника / [ред.- М. Д. Молотников]. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Клин: Христианская жизнь, 2011. — 511 с. (Дивен Бог во святых своих). / Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам. 401–459 с.

27.06.2022

Просмотров: 636
Рейтинг: 4.8
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать