X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Из слова о посте по Пятидесятнице

сошествие Святого Духа, пост по Пятидесятнице

За настоящим, возлюбленные, празднеством, которое Дух Святый освятил Своим сошествием, обыкновенно следует торжественный пост, благодетельно установленный для уврачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы соблюдали его с достодолжным благоговением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною силою свыше (Лк. 24: 49), и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано было также учение о духовном воздержании, дабы сердцá, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований. Хотя Всемогущий Своею помощию был присущ ученикам Христовым, и начальниками возникавшей Церкви управлял Бог Отец, Сын и Святый Дух: однако ж им нельзя было сражаться с предстоявшими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти; поелику то, что услаждает внешнего нашего человека, наиболее разрушает внутреннего, и напротив разумная душа тем более очищается, чем более умерщвляется плоть.

Посему-то оные учители, примером и наставлениями своими просветившие всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань противу духовного развращения, иметь для сего оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения; поелику невидимые наши противники и безплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя желание — вредить нам — в искусителе постоянно и неизменно; но оно останется безсильным и бездейственным, когда он не найдет в нас такой стороны, с которой можно было бы ему сделать свое нападение. Но кто, будучи облечен бренною плотию и находясь в сем мертвенном теле, кто, даже на высшей степени совершенства, может быть так уверен в своих силах, чтобы почитать себя вне опасности со стороны обольщений плоти? Правда, Божественная благодать всегда творит победителями святых своих, но не уничтожает самого подвига борьбы. И сие мы должны признавать за милосердие Промыслителя нашего, Который желая, чтобы мы, по непостоянству своей природы, не возгордились одержанною победою, никогда не отнимает у нас случая подвизаться для новых побед.

По сей-то причине установлен неизменный и спасительный обычай, после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста, чтобы благочестивым воздержанием наказать себя за то, что, может быть, по неумеренной свободе и необузданному произволу мы позволили себе среди радостей празднеств. Но сей обычай еще усерднее должно соблюдать с тою целию, чтобы в нас пребывали те дары, которые от Бога сообщены ныне Церкви. Поелику, сделавшись храмом Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены божественными водами, мы не должны покоряться никаким вожделениям; не должны служить никаким порокам; дабы жилище добродетели не осквернялось ничем нечистым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть сего, если только, очищая себя постом и милостынею, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Имущество, которое иждиваем на пищу бедным, на врачевание больных, на выкуп пленных и на другие дела благочестия, не умаляется, но увеличивается, и у Бога никогда не погибнет то, что раздала благочестивая щедрость; поелику мы блюдем самим себе в награду то, что даем в пособие другим. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы Богом (ср.: Мф. 5: 7). Аминь.

Источник: Святого Льва Великого, Из слова о посте по Пятидесятнице. / Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». — СПб., 1838. — Часть II.

15.06.2022

Просмотров: 561
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
9 дней назад
Аминь Слава Богу за всё
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать