X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Услышьте, славяне все…

святые Мефодий и Кирилл

«Вы приняли бесценный дар — святое Православие. Храните его.
Если вы ослабнете в православной вере,
вас одолеют враги ваши, и вы станете их рабами».

(Завет свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия славянам)

Каждый год в день прославления памяти святых равноапостольных солунских братьев Мефодия и Кирилла мировое славянство вспоминает начало своего христианского бытия и культурного устроения. В эти дни с особой силой отзываются в сердце строки Священного Писания: …не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор. 8: 3). Как при сотворении мира, так и на заре славянского духовного строительства в начале было Слово, в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1: 1, 4). Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл не только учили славян письменности и утверждали в народной жизни основы христианской культуры, но просвещали их Светом Христовой истины.

Воистину промыслительно то, что самой первой книгой, которая была написана славянскими письменами, явилось переведенное младшим из двух равноапостольных братьев Евангелие от Иоанна, называемое также «Евангелием любви». Именно с него начали свой перевод Нового Завета на славянский язык святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, дабы понятие о Божественной любви Творца к Его творению и великая созидательная сила Слова Божия первыми легли в основу христианского мировоззрения славян. В Евангелии от Иоанна начертаны такие слова Христа Спасителя: Отче праведный! Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17: 25, 26), и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17: 21). Эта братская во Христе любовь стала для одних загадкой, для других — источником спасения славянской души.

Святая Троица

Писание говорит: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). Примеры благословенного и плодотворного христианского делания явили славянам прежде всего сами святые равноапостольные учители. Происходя из потомственного рода военных, солунские братья были образцом служения: старший, Мефодий, — как императорский воевода, младший, Константин, — как воин Христов, носящий иноческий образ. Мудрый философ и боговдохновенный богослов, Константин одерживал блестящие победы в богословских спорах с иноверцами, привлекая тем самым славянских князей и правителей в лоно Святой Церкви. А многоопытный Мефодий учил новообращенных правителей благоразумному устройству государственного правления в духе Христовых заповедей.

святые Кирилл и Мефодий учат правителей

Строжайший сорокадневный пост и усиленная молитва Константина предварили создание им славянского алфавита из 38 букв, и эту суровую духовную дисциплину он соблюдал всю жизнь, а наипаче — во время трудов по переводу книг Священного Писания на славянский язык. Мефодий, приняв вскоре после смерти брата монашеский постриг, а затем став епископом, как истинный пастырь, полагал душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). По слову Евангелия, мы узнаем праведников по плодам их. Плодами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла наши славянские народы пользуются каждый день, ибо эти плоды — письменность и культура. А поэтому на всех славянах, на каждом из нас, как наследниках сокровища, дарованного Богом через святых Мефодия и Кирилла, лежит великая ответственность: не отступить от Слова Божия, дабы не растерять крепость ума и сердца; не осквернить чистого источника суетою страстей; не предать завета единства друг с другом в Триедином Боге.

Слово Божие, единство святых

Когда искривляются пути народов, есть только один способ сделать их прямыми. По слову Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, следует сотворить достойный плод покаяния, приготовить путь Господу и прямыми сделать стези Ему к сердцам человеческим (ср.: Мф. 3: 8, 3). И сегодня, и вчера, и завтра это остается главным делом для тех, чье жизненное служение связано с письменностью и культурой, с великим наследием равноапостольных учителей и просветителей славян. И если мы будем помнить об этом и жить с постоянной мыслью о громадной ответственности за духовное состояние мира, которую несут христиане всех времен и народов, — тогда о славянах с полным основанием скажут, как говорят о их боговдохновенных учителях: Стезя праведныхкак светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня (Притч. 4: 18).

Славянские народы родственны по крови, едины по вере и неразделимы по судьбе на крестном пути своего исторического бытия. И что не менее важно — у нас общие учители и просветители, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, которые открыли перед славянами Евангелие — источник жизни вечной — и возгласили истины Господни на том языке, который сквозь толщу одиннадцати с лишним столетий звучит в православных храмах по всей земле, благовествуя верным спасение. Равноапостольные Мефодий и Кирилл, будучи учителями и просветителями славянских народов, почитаются Святой Церковью и как покровители Европы. Их благословения и небесной помощи чают все, кто видит спасение мира в объединении народов на основах Евангельской заповеди о любви к Богу и к людям.

равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители славян

Нам с вами Бог благословил жить и совершать наше жизненное служение в пору, когда восстановление духовного строя жизни народа пришло на смену бездуховному унынию. Укрепление сердец и умов словом Божественной истины — вот задача, решение которой дает ответы на все жизненные вопросы человека, народа, нации и всего мирового сообщества. Ныне настало время укрепления внутреннего строя человеческой личности, чтобы мы не были людьми неосновательными, как говорит апостол Иаков (см.: Иак. 2: 18–20).

Это тем более важно сейчас, когда разделения и противоречия вновь сотрясают славянский мир, и мы видим исполнение евангельского пророчества о том, что, по причине умножения беззакония, во многих охладевает любовь (ср.: Мф. 24: 12), а она, по слову апостола Павла, является тем даром Божиим человеку, который долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13: 4–8). Вот начертание евангельского нравственного идеала, в котором стремились воспитать нас, славян, наши Первоучители.

Боговдохновенные братья не просто научили славян грамоте, но заложили евангельские основания для дальнейшего строительства общеславянского христианского дома. И ныне они вправе призвать нас к ответу о том, все ли мы строили на этом незыблемом камне веры или же, отступив от него, созидали дома свои на песке? Блуждаем ли мы «на стране далече» или идем к единству, которое заповедал Христос Спаситель Своим последователям и о чем молился: Да будут все едино (Ин. 17: 21). <…> Размышляя теперь о создавшемся положении в славянском и общеевропейском доме, задумаемся о тех жизнеутверждающих принципах, которые проповедовали и утверждали в Европе IX столетия духовные наставники славян равноапостольные Мефодий, архиепископ Моравский, и схииеромонах Кирилл.

Нынешнее духовное смятение славян можно определить словами Самого Христа Спасителя, Который сказал: Они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи (Мк. 4: 12). Именно поэтому мы обязаны вспомнить о непреходящем духовном наставничестве наших равноапостольных учителей, дабы все дела нашей жизни и все помышления сердец стали исповедью пред Господом о скорбных деяниях наших. Праведность же употребления дара слова, которым наделен человек как образ и подобие Божие, определяется по мере его соответствия Божественным глаголам жизни, то есть Слову Божию, в Котором — жизнь и свет человеков (ср.: Ин. 1: 4). Этому нас научили святые равноапостольные Мефодий и Кирилл.

Понесенные святыми солунскими братьями труды по просвещению и умиротворению славян, труды в области церковного строительства и утверждения евангельских основ государственного устройства славянских народов приносят благодатные плоды и по сей день. Ибо корни насажденного ими славянского древа жизни питаются живительной влагой Евангелия Христова. Мы обязаны всемерно возделывать эту благодатную почву, развивать корневую систему общеславянского древа, беречь молодые побеги.

Многовековая история рода человеческого красноречиво свидетельствует, что слово может возродить душу человека и даже целого народа к жизни, а может убить его; слово способно исцелять, но словом можно смертельно ранить; слово бывает созидательным, но велика также и его разрушающая сила. Наконец, слово может разделять людей, а может воодушевлять и объединять их.

труды по просвещению и умиротворению славян

Святые равноапостольные учители Мефодий и Кирилл открыли для славян ту часть их души, которая, казалось, ждала своего расцвета. И начался этот расцвет с принятия и воплощения в жизнь нашими предками евангельской заповеди о любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13: 34). <…> И потому я обращаюсь ко всем нам с призывом направлять наши слова и мысли, намерения и помыслы к свету, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1: 5). Этим мы совершим великую службу нашему народу, христианская душа которого извечно тянется к Божественной истине.

Митрополит Филарет (Вахромеев)

(Из выступлений в дни проведения международных Кирилло-Мефодиевских чтений в Минске в период с 1998 по 2003 год)

В материале использованы иллюстрации художника В.С. Ковалева

24.05.2022

Просмотров: 608
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать