Ответ старца
О святителе Феофане Полтавском
Землетрясение
В 1928 году в Великий Четверг владыка Феофан совершал торжественную архиерейскую литургию в храме в городе Варне. И вдруг, в самом начале, стало происходить что-то непонятное. Какие-то хаотичные звуки наполнили весь древний храм. Несколько десятков паникадил, подвешенных на длинных цепях по всему храму, качнулись, звеня хрустальными подвесками, в разные стороны...
Это было известное Черпанское землетрясение 1928 года на юго-западе Болгарии.
Народ в храме дрогнул. Раздался топот ног бегущих из храма людей.
Отец настоятель с волнением в голосе обратился к служащему архиерею, высокопреосвященному Феофану: «Благословите, владыка, я успокою народ!» Архиепископ Феофан, только на миг подняв глаза от чтения молитв, сказал настоятелю: «Стойте и молитесь!» И сам погрузился в молитву.
Настоятель, видимо, подумал, что архиерей его не понял, и повторил: «Благословите, я скажу слово к народу!» Архиепископ, прерывая свою молитву, ответил: «Ничего говорить не надо. Стойте и молитесь!»
Паника, начавшаяся было среди богомольцев, улеглась, потому что люди увидели, что в алтаре никакой паники нет, архиерей и священство продолжают усердно молиться.
Монах с зеркалом
Будучи еще молодым иеромонахом, отец Феофан, профессор академии, отправился из Петербурга в Валаамский монастырь по некой духовной необходимости. Его беспокоила мысль: в аскетических правилах святых отцов монаху предписывалось как можно меньше уделять внимания своей внешности. Церковь благословила его быть ученым монахом и жить и спасаться в миру. Но, живя в миру, как будто бы нельзя забыть свою плоть и не заботиться о своей внешности...
С этими мыслями и вошел будущий владыка Феофан в келью старца Алексия. Ему он собирался рассказать об этом и подождать ответа, который — отец иеромонах был убежден — будет и ответом Божиим на поставленный вопрос. И эта вера не была посрамлена, потому что верны и истинны слова Господни: по вере вашей да будет вам (Мф. 9: 29). Отец Феофан не только получил ответ, но получил с удостоверением, что такова именно воля Божия.
Старец, как всегда, принял иеромонаха Феофана очень и очень радушно. Усадил его, а сам взял зеркало и, поставив его на стол, за которым сидел отец иеромонах, взял гребень и старательно причесался. И лишь после этого он сказал: «Ну а теперь будем разговаривать!»
В этих действиях заключен был немой ответ старца на такой же немой вопрос, с каким отец иеромонах и профессор академии прибыл в обитель Валаамскую и вошел в келью старца: как вести себя в будущем, надо ли заботиться монаху, по послушанию живущему в миру и имеющему общение с людьми, о своей опрятности, и в какой мере?
Источники:
- Духовник Царской семьи. Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940). — М.: Братство преподобного Германа Аляскинского. Российское отделение Валаамского общества Америки, 1996.
- Епифаний, схимонах. Жизнь святителя. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. — Афины: Святая Русь, 1999–2000.
- Простые истории о главном. Православный календарь 2017. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2016.
19.05.2022