«Она всегда с любовью относилась к людям»
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...»
(Мф. 5: 7)
Рубрика «Во Царствии Твоем…» посвящена сестрам милосердия, которые в разные годы несли послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы нашего монастыря. Они жили не жалея себя, отдавая всё свое время, все свои силы и всю свою любовь другим людям. Земной путь их уже закончился, Господь призвал их в Свои Небесные обители, но память о них живет в сердцах тех, кто знал и любил их в земной жизни, для кого и спустя годы после ухода они так же близки и дороги. Наш долг — сохранить эту светлую память. Вам, дорогие сестры, посвящается.
Сестра Лидия Шатило (19.06.1952 – 06.06.2014)
Сестра Лидия Шатило пришла на послушание в сестричество одной из первых. Монастырь только начинал строиться, первая копеечка в те годы доставалась непросто. В снег и дождь, в стужу и жару, собирая пожертвования на строительство храмов, стояла она со скарбонкой в городских переходах и у ворот Северного кладбища. Сестра твердо и бескомпромиссно держалась православной веры, а сердце ее всегда отзывалось на людскую боль...
— Господь привел маму на послушание в монастырь после сильного потрясения. Она всегда была порядочным и добрым человеком, доверяла людям. Трудилась бухгалтером и не допускала мысли, что ее могут обмануть. И вот по наивности попала в большую беду, могла даже лишиться жизни, но закончилось всё увольнением, сильнейшим стрессом и тяжелейшим разочарованием.
Мама была настолько подавлена предательством, что не знала, куда идти и как дальше доверять людям. С отцом они развелись, когда мне было пять лет, родная сестра жила далеко, я занималась спортом и постоянно была в разъездах — поддержки у мамы не было, и она сильно заунывала. В тот сложный период со своим горем мама пришла на исповедь к отцу Евгению в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Так начался путь ее воцерковления.
Видимо, кто-то в храме подсказал, что есть Сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, где сестры трудятся и строят монастырь. Мама поговорила с отцом Андреем Лемешонком, и он благословил ее вступить в сестричество. Почувствовав себя нужной, мама воспряла духом, поняла, что жизнь продолжается. Одни люди предали, но другие поддержали, протянув руку помощи.
Мама закончила курсы катехизаторов и пришла трудиться в обитель, тогда монастырь еще только начинал строиться. Несла послушание со скарбонкой, любила стоять на Северном кладбище, трудилась в церковной лавке, на Пасху помогала на рынке.
Монастырь стал для мамы спасательным кругом. Здесь она ожила и стала другим человеком.
Воспитывала меня мама строго, как в армии, но по мере воцерковления становилась мягче. Я видела, что послушание ей по сердцу, она менялась.
Когда у меня родилась дочь, мы перебрались жить к маме. Отец Андрей очень любил маму как духовную дочь, не хотел ее отпускать, и всё же было принято решение, что мама будет смотреть внучку, а я пойду трудиться в монастырь. Мама меня всему научила, я до сих пор несу здесь послушание.
Всю жизнь мама всё делала сама. Приехала в Беларусь из России с одним чемоданом. Пять лет мы скитались по съемным квартирам. С образованием бухгалтера, чтобы заработать служебную квартиру, она устроилась работать уборщицей. За добросовестность, чистоту, порядочность и интеллигентность ее очень ценили, постепенно она поднималась по карьерной лестнице.
Всего, что было у мамы, она добилась сама. Через пять лет нам выписали ордер на однокомнатную квартиру. Когда на работе раздавали участки, мама взяла, обрабатывала землю, строила дачу. Всю жизнь в движении. Внучка чуть подросла, и мама пошла трудиться в Ждановичский детский дом для глухонемых деток. Очень любила их, легко находила с ними общий язык.
Никогда мама не сидела на месте. Чтобы достроить дачу, брала кредиты, отрабатывала, вновь брала, работала на огороде. Незадолго до упокоения говорила: «Я очень устала, так устала...» Мы просили ее остановиться, ничего не садить, отдохнуть. Но в ответ слышали: «Как же земля будет стоять? Хоть два рядочка картошечки посажу». Ветеран труда, экономная, с детства трудолюбивая, чистоплотная, как все мамы очень заботливая.
В то лето стояла сильная жара. Маме был 61 год. Она сходила на прием к доктору, купила лекарства и поехала на дачу. Спустилась в погреб. Видимо, сильный перепад температуры, закружилась голова, может, оступилась, проехала несколько ступенек, испугалась — точно неизвестно, остановилось сердце…
Всю жизнь она трудилась на износ, в санатории была единственный раз. Никогда ни у кого ничего не просила — всё сама: сама строила, сама косила, сама полола. Мне в наследство достался триммер, учусь потихонечку косить траву на даче…
Мама всегда брала себя в руки и делала, что надо, никакой работы не боялась. Помню, приходит в храм, старшая сестра ее разворачивает: «Поедешь на кладбище со скарбонкой». — «На кладбище так на кладбище». Надевает облачение, берет скарбонку и едет на кладбище. Дождь, снег, град, ветер — стоит со скарбонкой. Первая копеечка для монастыря зарабатывалась непросто…
Мама знала, что самое главное — ни при каких обстоятельствах не отходить от Бога, ни ради денег, ни по другой причине. Господь привел, закрепил, а ты держись. Мы с мамой всегда ходили в храм и причащались, а монастырь и сестричество — это наш островок спасения…
Хочу выразить слова благодарности монастырю и сестричеству за помощь в организации похорон мамы. Всё случилось внезапно... Сестры были рядом. Спасибо им огромное!
Записано со слов дочери, Юлии Никитенко, сестры милосердия
— Лидия — одна из первых сестер сестричества. Очень радела за общее дело, ответственно относилась к послушанию, много лет стояла в разных уголках Минска со скарбонкой и в церковных лавочках. Ушла Лидия трагически, отпевали ее в монастыре…
Сестра милосердия Зинаида Лобосова
— Сестра Лидия несла послушание в церковной лавке. Улыбчивая и сопереживающая, она всегда с любовью относилась к людям. Радела о послушании, переживала до слез, если случались неудачи.
Последние годы жизни Лидия трудилась в миру. Скончалась скоропостижно. Отпевали сестру в монастырском храме, организацией похорон занималось сестричество.
Похоронена сестра Лидия на кладбище в деревне Жуковка, неподалеку от мужского монастырского подворья на Лысой горе. Отец Родион Альховик с сестрами навещают могилы братьев и сестер, молятся об их душах.
Царствие Небесное, сестра Лидия!
Сестра милосердия Нина Сандович
— Сестра Лидия много лет несла послушание в церковных лавочках. Человеком она была принципиальным, бескомпромиссным, искренним и в то же время очень ранимым. Когда мы приходим в Церковь, думаем, что там всё должно быть идеально, но Церковь состоит из людей. Каждый из нас идет спасаться со своим багажом скорбей, привычек и грехов, избавиться от которых не так просто. Для сестры этот момент был очень болезненным, она остро чувствовала любую фальшь и сильно переживала.
Лидия — человек сложной судьбы. Одна растила дочь. Когда родилась внучка, оставила послушание в сестричестве. Трудилась ночной нянечкой в доме-интернате для глухонемых детей в Ждановичах. Очень любила этих детей, не потакала им, старалась быть строгой, но за этой строгостью дети чувствовали тепло и доброту, очень любили Лидию, слушались и тянулись за ней. В силу своего состояния глухонемые детки трудноуправляемые, но сестра легко находила с ними общий язык.
Трудясь в миру, Лидия держала связь с монастырем, приезжала на богослужения. Отпевали сестру в нашем храме...
Сестра милосердия Мария Ефременкова
— Я запомнила сестру Лидию очень светлым человеком — доброжелательным, ласковым. Она жалела и поддерживала людей, но всегда твердо стояла на позиции православной веры. У Лидии не было компромиссов.
Царствие Небесное тебе, сестра!
Сестра милосердия София Дубатовка
04.05.2022