«Я нашла свой путь…» (часть 1)
Сестра милосердия Иоанна Полещук несет послушание в церковной лавочке. В сестричество она пришла относительно недавно, хотя жизнь семьи сестры Иоанны с монастырем связана на протяжении многих лет. Воскресная школа для детей, богослужения по выходным и, наконец, послушания во 2-й клинической больнице и церковной лавочке в облачении сестры милосердия. У кого-то путь в сестричество короткий и стремительный, кто-то идет тихо и поступательно, осознавая меру своей ответственности. О пути к Богу и служении людям в истории сестры Иоанны Полещук…
«Я выросла в простой семье»
— С детства помню своих бабушек молящимися. Мы с родителями жили в Солигорске, а бабушки в Брестской области. Обе они были православные, обе очень верующие, обе неграмотные. Помню, приезжаем с родителями в деревню, заходим в дом, бабушка стоит спиной к двери, молится. Не обернется, пока не закончит, только тогда идет нас встречать. О Боге нам бабушки и дедушка не говорили, но строго-настрого запрещали трудиться по воскресеньям.
Папин отец погиб в Великую Отечественную войну, оставив пятерых детей. Папа его ни разу не видел. Мамин отец во время войны спасал евреев. Бабушка рассказывала, что был он человеком грамотным, в те годы в деревне это было редкостью. Немцы выбрали дедушку старостой, а он держал связь с партизанами. Вспоминала бабушка, как в погребе, под полом дома, прятали они беременную еврейку с ребенком. Немцы в дом приходили, но всё обошлось. Спустя годы мы с мамой нашли письма от командира партизанского отряда с благодарностью дедушке за спасение людей во время войны. Был ли дедушка верующим? Наверное, неверующие люди не рискуют жизнью своих детей, спасая других…
Муж маминой сестры был священником, он крестил нас с братом на дому в деревне. Иконы я видела редко, поскольку росла в городе, где не было храма, но они меня завораживали. Я неплохо рисовала, и мне хотелось повторять святые образы.
Где-то на подсознательном уровне я понимала, что делают бабушки, становясь перед иконами, и мне это было близко…
Выросла я в простой семье. Папа — шахтер, мама — учитель. Бога мама никогда не отрицала, пекла куличи на Пасху, красила яйца, но от храма была далека, только сейчас понемногу приобщается.
Обе мои бабушки ткали, вышивали, вязали, и я всегда рукодельничала. Но хоть и любила творчество, а поступила в педагогическое училище. Просто ничего другого не видела: сидела у мамы в школьной лаборантской, видела, как она проверяет тетради. В этом была моя жизнь, такой путь был понятен.
«Я понимала, что родители мужа верующие»
— С мужем мы познакомились в Лиде, когда я училась в педучилище. Хотя и в храм еще не ходили, но венчались в день свадьбы. И для мужа, и для меня это было естественно. Муж мой военный, семью мы создавали в 1990 году, еще было непросто с вопросом религии, и всё же мы решили венчаться. До сих пор не понимаю, почему всё так сложилось. Наверное, молитвами близких — все-таки и мои бабушки молились, и родители мужа были верующими людьми (староверами).
Родители мужа тихонько жили своим укладом, веру напоказ не выставляли, меня не приобщали. Только, приезжая к мужу в деревню, я видела его дедушку с огромной бородой и иконы в доме.
Создав семью, мы уехали в Россию. Распределение муж получил в село под Нижним Новгородом. Я работала учителем начальных классов в соседнем поселке. Помню, поехали как-то в Муром, и нам рассказывали о благоверных Петре и Февронии, но тогда это было непонятно. Мы даже в монастырь приложиться к святым мощам не зашли. Сейчас бы вернуть это время...
«Тетя сказала, чтобы все мы надели крестики»
— В нашей семье две дочери. Крестили мы их маленькими, одну — в Лиде, другую — в Барановичах. К тому времени уже вернулись в Беларусь. А крестики всей семьей надели после одного удивительного случая...
Младшей дочери было тогда года три. Проснулась она среди ночи и говорит: "Мама, папа! Мне приснилась такая красивая тетя! В таком красивом платье! Она сказала, чтобы все мы надели крестики и ходили в церковь!"
Утром мы побежали в храм и купили для всей семьи нательные кресты. Наверное, с того дня и начался наш путь к Богу…
Удивительно, ведь ребенка мы не причащали и каждое воскресенье не водили в храм. Но вот что интересно: во время беременности младшей дочерью я постоянно молилась, и маленькая она очень любила играть на полу с иконками. Я ее всё время за это ругала.
Сегодня наши девочки уже выросли: старшей — 31 год, младшей — 23. Старшая замужем, родила сына. Младшая — еще девушка, именно через нее наша семья пришла в храм, а я несу послушание в сестричестве и тружусь в церковной лавочке…
«Со Христом знакомилась вся наша семья»
— Когда мужа перевели в Минск, мы жили в районе Зеленый Луг. Супруг служил, я работала учителем, дети ходили в школу. В магазине неподалеку от дома была церковная лавочка, в которой трудилась белая сестра Галина Шелко.
Младшая дочь в первом классе уже самостоятельно ходила в магазин. Он был совсем рядом, дорогу переходить не надо, и мы свободно ее отпускали. Каждый раз Юля заглядывала в лавочку, покупала для нас сувениры и открытки. Приходит домой и рассказывает: «Я была у сестры Галины, она показывала иконки, говорила о святых». Мне стало интересно и однажды я пошла с дочкой, чтобы познакомиться с сестрой.
Общаться было легко, и у нас завязалась дружба. Я часто заходила в лавочку, что-то приобретала, мы разговаривали, и однажды сестра Галина посоветовала мне отвезти Юлю в воскресную школу. Тогда еще в монастыре такой школы, как сейчас, не было. Занятия проходили на месте храма в честь Царственных Страстотерпцев.
Наш папа сразу не очень приветствовал эту идею, но все-таки он из верующей семьи, любил ребенка, поэтому не только согласился, но и сам возил дочь на занятия. Вскоре мы всей семьей начали посещать каждую Божественную литургию в монастыре и причащаться.
В воскресной школе училась не только Юля, но и мы все. В тот период со Христом и Церковью знакомилась вся наша семья. Когда Юля закончила школу, начала петь с матушками на клиросе.
Помню еще один интересный момент с младшей дочерью. Она еще была маленькая, но уже занималась танцами. Мы с мужем пообещали, что впервые повезем ее на ночное рождественское богослужение в монастырь. Вдруг ребенок ломает пяточную кость, и ей надевают гипсовый сапожок. Муж взял дочь на руки, и мы поехали в храм на праздник.
Матушки подстилали Юле свои пуховые платочки, и она с костылями всю рождественскую ночь просидела на солее…
Продолжение следует…
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Игоря Клевко и из архива сестры Иоанны Полещук
16.08.2022