Короткий разговор
О святителе Феофане Полтавском
Короткий разговор
Был в Варне некий русский полковник генерального штаба Пелехин, снискавший себе некоторую известность. Эта известность его состояла в том, что в эмиграции он переменил свою веру на более легкую, из православного стал баптистом и даже начал считаться у них пресвитером. Человек он бывалый, говорить умел, и с ним трудно было спорить о вере тому, кто не посвящен в тонкости. И вот этот Пелехин решил прославить себя диспутом с архиепископом Феофаном. Он передал просьбу принять его, чтобы, как он выразился, «поговорить о правой вере». Владыка согласился принять Пелехина. В назначенный день и час Пелехин явился. Пока гость ожидал в ином помещении, архиепископ предупредил своих келейников, чтобы они не отходили от дверей комнаты, где он сам находился: «Разговор будет коротким. Вы подождите в коридоре и будьте свидетелями, если потребуется».
Пелехину предложили войти. Входя в комнату, он закрыл было за собою дверь, но архиепископ открыл ее настежь. По виду Пелехина можно было заключить, что от этого он несколько растерялся. А кроме того, владыка не предложил ему сесть и сам оставался стоять. Поскольку архиепископ знал, кто перед ним, и знал цель его прихода, он сразу начал говорить: «При всяком инакомыслии, дабы избежать бесконечного спора, обычно люди избирают третейский суд. И эти судьи решают, какая из сторон в данном случае исповедует правую веру. Вполне понятно, что мы с вами до недавнего прошлого исповедовали одну и ту же православную веру. И теперь нам надлежит избрать судей с общепризнанным авторитетом. Такими судьями, бесспорно, являются для нас три вселенских святителя и учителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Авторитет их для нас непререкаем!»
Пелехин возразил: «Но ведь они же — люди? Такие же, как и мы. И почему я обязан их считать "непререкаемыми авторитетами"?»
Архиепископ ответил: «Если вы считаете себя таким же, как христианские светила Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, то говорить нам больше не о чем. Поэтому я прошу вас покинуть комнату».
Пелехин этого никак не ожидал. Он растерялся и ушел молча. Владыка Феофан после этого сделал краткое пояснение: «Если бы я ему отказал в разговоре, то он бы говорил всем, что, мол, архиепископ испугался. А так ему нечего сказать. В душе-то он хорошо понимает, что приравнивать себя ко вселенским учителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, признаваемым всей вселенной, — величайшая дерзость и явная прелесть духовная».
Источники:
- Духовник Царской семьи. Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940). — М.: Братство преподобного Германа Аляскинского. Российское отделение Валаамского общества Америки, 1996.
- Простые истории о главном. Православный календарь 2017. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2016.
13.05.2022