X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В пощениих многащи»

«Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот всё, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, "в пощениих многащи"; и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райския, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, — подъятие строгаго поста должно стоять в числе средств к возвращению потеряннаго рая.

Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас какое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста — верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога.

Вы вот как вперед поступайте: когда кто станет возставать на какое-нибудь подвижническое установление Божие, начинайте его спрашивать, какое же принимает он, кроме этого отвергаемаго? Например, кто пост отвергает, спросите: ну, а в церковь нужно ли ходить? нужно ли домашнее держать молитвенное правило? нужно ли исповедаться и прочее... И уж наверно найдете, что он откажется от всего. И ясно будет вам, что не о посте у него толк, а о всякой вообще тесноте... Ему хочется жить широко... Ну и пусть живет! Только уже непременно прочитайте ему определение Суда Божия на широкий путь! Это долг всякаго, ведущаго сие определение! Ведь, когда всё разспросите, окажется, что такого рода мудрец совсем другой будто веры. И скажите ему то; скажите, что у тебя, брат, другой бог, другие законы, другие надежды!.. А у нас Бог — Господь Иисус Христос, постившийся, мать у нас — Святая Церковь, уставами требующая поста, споручники наши — святые апостолы, пастыри и учители вселенныя, все постники и законоположники поста! Так нам иначе нельзя. А ты себе иди своею дорогою. Не думаете ли вы убедить таких?.. Куда нам! Лоб у них медян и выя железна! Что вы с ними сделаете? Не думайте, что у них есть резоны какие основательные. Нет. У них только упорство сильно. Вот те кривотолкования, что вы слышали, верно, считаются у них высокими идеями. А посмотрите, что тут есть? Говорят: "не входящее в уста сквернит..." Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в церкви поется. Кто не исполняет сего, — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом?

Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Помните, как один старец встретил молодаго монаха, выходившаго из харчевни, и сказал ему: "Э, брат! Не доброе дело сюда ходить!" Тот отвечал ему: "Поди! Лишь бы сердце было чисто..." Тогда старец с изумлением сказал: "Сколько лет живу я в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистаго сердца; а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце. Диво!" Вот то же надо сказать и всякому, отказывающемуся от поста! А то, что там дальше говорится: "не ядый ядущаго да не осуждает", ни к чему не ведет. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет, или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящагося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе как знает. А за правило или закон поста стоять надо…».

Источник: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд. «Паломник», 1994.

04.04.2022

Просмотров: 558
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать