X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Путешествие по Святой Земле (часть 1)

Над столом склоняется девушка. Она держит в руках пинцет с зажатым в нем маленьким камушком и аккуратно выкладывает его на поверхность, покрытую пластилином. Рядом с ней коробочки с камушками разных цветов и распечатанный эскиз фрагмента будущей мозаики. Точно ложась один к одному, цветные неровные камушки повторяют эскиз и создают единый узор. Так в мозаичной мастерской нашего монастыря создается уникальное напольное панно для оформления кафе духовно-просветительского центра «Ковчег».

Брат Михаил Лавшук, который трудится в мозаичной мастерской, показывает мне распечатку плана второго этажа «Ковчега» площадью около 400 квадратных метров, который целиком задуман под кафе. На плане, как на карте, отмечены фрагменты мозаики.

Михаил, мы уже знаем, что в оформлении духовно-просветительского центра «Ковчег» нет ничего случайного. Расскажите об идее и духовном смысле мозаики.

— Идея «Ковчега» в том, чтобы это место было местом встречи людей друг с другом и человека с Богом через искусство.

Две тысячи лет назад люди встречались с Христом во время Его проповеди в пустыне, где Он рассказывал им о жизни и любви. Но, несмотря на духовную пищу, плотская человеческая немощь брала свое. У нас появилась мысль, что после укрепления духовной пищей человек продолжает путешествие в некую «пустыню» — наше кафе, где Господь его кормит тем самым хлебом насущным.

Мы решили сделать намек на пустыню простыми художественными способами — в виде «островков» старой потерянной карты тех мест, где жили иудеи и проповедовал Христос.

Как только люди выходят из лифта, перед ними в виде мозаики на полу простирается Чермное море, и им нужно через него перейти, как когда-то перешли иудеи с Моисеем после бегства из Египта.

Я пытаюсь представить себя в этот момент… Мне кажется, я бы застопорилась и мне было бы страшно сделать шаг.

— Ну да, но всё равно придется. Мы так и предполагаем, что люди будут бояться ходить по мозаике, но в этом месте мы специально решили расположить ее так, чтобы обойти было нельзя. Это своего рода маленький акт веры человека, что пройти возможно.

Дальше люди попадают на территорию кафе. Место в центре — воспоминание райского сада, полноты духовной и телесной пищи человека. С четырех сторон кафе мы буквально намеком изображаем четыре реки, которые истекали из Рая. Это такое надмирное воспоминание, вне драматургии отношений человека и Бога.

Остальные «островки» — истории Ветхого и Нового Завета, связанные с телесной едой и трапезой. Мы не знаем, в какую сторону человек пойдет и какую мозаику встретит на пути, поэтому различные куски карты расположены в свободном порядке. Это чудо в Синайской пустыне, когда возроптавшим евреям Господь послал перепелов и хлеб в виде манны небесной. Эпизод, когда Моисей добыл воду из горы ударом жезла. Гостеприимство Авраама и встреча трех Ангелов. Кана Галилейская, где Христос претворил воду в вино. Место пусто, где Спаситель преломил хлебы и напитал двумя рыбками и пятью хлебами 5 тысяч человек. Колодец в Самарии. Большая мозаика Геннисаретского моря, где апостолы ловили рыбу, с городами вокруг него…

Центр кафе — это карта самого Иерусалима с пригородами. Здесь же и Сионская горница, где была Тайная Вечеря, и первая Евхаристия.

Смысл в том, что благодаря мозаике мы попадаем на Святую Землю, вспоминаем и полнее проживаем библейские события. И это помогает нам не забывать, что, даже живя в Минске, духовно мы находимся там. Потому что вообще-то вся земля святая.

Сможет ли человек самостоятельно, без проводника, узнать эти библейские сюжеты? Может, нужно дополнительное пояснение? Или у вас нет цели, чтобы всё было разжевано досконально?

— Именно. Хотелось заинтересовать людей. Например, дети особенно любят квесты. На наших картах мы намеренно не пишем конкретных цитат, имени Бога, потому что это напольная мозаика. Мы просто делаем намек на сюжет. То есть человек как первопроходец находит часть карты, а в ней есть какие-то зацепки. Например, в Синае будет обозначена купина, в городе Назарете будет надпись: «Может ли что доброе быть», в сюжете гостеприимства Авраама — изображен Мамврийский дуб. Человеку становится интересно, ему хочется узнать больше, и он идет «собирать» другие части карты. Хотелось, чтобы это была самостоятельная встреча человека с сюжетом, ведь каждого зацепит что-то свое. Но для самых заинтересованных будут проводиться экскурсии.

Как вы находили примеры карт?

— Искали информацию в интернете. Сохранились реальные напольные мозаики. Например, Максим Дударев отыскал такую в городке Мадаба (Иордания), в храме святого Георгия Победоносца. Это редкий случай, где напольная карта сохранилась. Она и стала отправной точкой для развития нашей идеи — рассказать с помощью мозаики о Святой Земле. Часть этих мозаик мы копировали, часть воспроизводили на компьютере, стараясь сохранить географию и единый стиль, эстетический и визуальный язык мадабской мозаики. В Мадабе всё было подписано по-гречески, но мы решили делать подписи на более понятном нам церковнославянском языке.

— Традиция создавать изображения на полу была еще в античную эпоху, — добавляет Максим. — Тогда люди относились к этому не как к попранию, топтанию, а как к сопричастности к их божественному языческому миру, максимальной близости с ним. Эта традиция плавно перетекла из античности в византийское время. Например, на севере Израиля, в Табхе, в церкви Умножения Хлебов и Рыб, сохранилась древняя мозаика еще византийского времени — VI века. Считается, что это то место в пустыне, где как раз произошло насыщение тысяч людей двумя рыбами. Храм посвящен этому чуду. На этой земле вообще все храмы непосредственно связаны с евангельскими событиями. Нет мест, которые были бы отмечены в Евангелии и где не было бы потом христианского храма. Часто храмы меняли конфессию, например, когда приходили турки, христианский храм становился мечетью. На Святой Земле ты попадаешь во все времена одновременно, перед тобой есть свидетельство с каждой эпохи.

Сейчас для меня эта идея кажется одновременно простой, очевидной и уникальной, гениальной. Но наверняка она родилась не сразу. Михаил, как это было?

— Это процесс совместный и творческий. Хотелось соединить эстетику со смысловым наполнением, ведь кафе монастырское. Отец Андрей Лемешонок хотел, чтобы в кафе человек мог приблизиться к Богу. Изначально у него была идея изобразить на стене Тайную Вечерю, чтобы все посетители почувствовали себя ее соучастниками. Но мы нашли другую форму для исполнения его цели, как нам кажется, более мягкую. Ведь о Христе можно сказать по-разному. В храме с амвона батюшка говорит о Боге по-своему, в разговоре между собой люди рассуждают по-своему, а мы решили сказать о Нем с помощью искусства.

Вы сами уже очень давно в мастерской, почти 20 лет. Можете, как художник, рассказать о своих ощущениях? Как искусство меняет ваше отношение к Богу?

— Вспоминаю, как мы делали мозаику в храме в честь иконы Божией Матери «Державная». Нас благословил духовник обители отец Андрей Лемешонок. Мы все тогда только окончили институт, не было никакого опыта. Я ловил себя на мысли, что присутствую при совершении чуда. Потому что многое у нас не получалось, поджимали сроки, приходилось переделывать. Но когда в конце концов ты чистишь готовую мозаику, то понимаешь, что это чудо — Господь руками людей смог создать красоту. Я благодарен Богу, что был немного причастен к этому. И до сих пор создание мозаики происходит таким образом. Каждый раз действует Господь, каждый раз это как чудо.

Продолжение следует…

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

13.04.2022

Просмотров: 916
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Комментировать