О смиренномудрии
Великим постом в храме постоянно звучит молитва святого Ефрема Сирина. Мы просим у Бога «духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве». Но верно ли мы понимаем, что такое смиренномудрие? Как его приобрести и что делать, если этой добродетели в нас совсем нет? Своим опытом и пониманием делятся монашествующие сестры нашей обители.
Игумения Евфросиния (Лаптик): Отвечу кратко: для начала нужно скромно, смиренно думать о себе.
Монахиня Досифея (Евменова): Чтобы научиться смиренномудрию, нужно побольше молчать и внимательно слушать, когда говорят другие.
Отец Андрей Лемешонок: Ценное дополнение!
Монахиня Досифея (Евменова): И пытаться сдерживать себя, когда всё кипит и хочется что-то доказать, высказаться. Объективно ты можешь быть и прав, но больше правды будет в твоем смирении.
Вспомнился такой пример, зарисовка из нашей монастырской жизни. Во время ночной пасхальной службы, еще до всех ковидных мер безопасности, сестры пытались организовать запивку после Причастия. Одна сестра попросила меня найти банку и принести воды. Внутри сразу возникла реакция протеста: во-первых, я была уверена, что хватит той воды, которую принесут пономари, во-вторых, я начала плохо думать про сестру, что она возомнила себя непонятно кем и начала командовать.
Отец Андрей Лемешонок: Видите, как развивается мысль…
Монахиня Досифея (Евменова): Наверное, меня удержала пасхальная благодать, и я молча принесла воды. Конечно, она никому не понадобилась. Я потом у Вас, батюшка, спросила, надо ли было мне ответить и доказать свою правоту. Но Вы мне и тогда сказали, что правильней было промолчать. Вот такой урок смиренномудрия случился со мной.
Отец Андрей Лемешонок: У нас тоже на молебне есть энтузиасты, которые подливают воду, хотя ее достаточно. Так человек хочет проявить участие, свою заботу. Важно смотреть не на то, чего хватает или не хватает, а на желание человека помочь. Если мы будем стараться так смотреть на другого, в этом тоже будет проявляться наше смиренномудрие.
Монахиня Арсения (Козлова): В различных ситуациях, когда ты с чем-то не согласен, а внутри нарастает протест или просто хотелось бы сделать по-другому, мне помогает одна цитата преподобного Силуана Афонского: «Велико только одно: смирить себя, ибо гордость мешает нам любить».
Монахиня Мария (Литвинова): Когда-то, во время работы над диссертацией, мне удалось сделать некоторые научные открытия. Но когда мои коллеги восхищались моей работой, я уже совершенно не воспринимала их похвалу. Потому что я увидела такое величие Божие во всех процессах, происходящих в организме, что у меня было ощущение, будто меня посадили на место и сказали: «Посмотри, какая ты мошка, мелочь, молчи, смиряйся! И если тебе и удалось что-то сделать, то это сущая ерунда». Через видение этой глубины и широты Божьего замысла, всех необыкновенных взаимодействий внутри организма — у меня просто кружилась голова. Всего несколько желез дают сотни взаимодействий: и между собой, и с другими органами, и как ответ на внешнее воздействие, причем каждый раз по-разному, по-другому. В такие моменты начинаешь по-настоящему понимать свою немощь, ничтожность, и это смиряет на всю оставшуюся жизнь. Мне кажется, когда в каком-то процессе нам удается увидеть Бога и сравнить, что можем мы, а что может Господь, — в этот момент и рождается смиренномудрие. В этом я вижу мудрость Божию.
Монахиня Анфиса (Адамович): Думать смиренно — это думать, что ты без Бога ничего не можешь сделать. Это то, о чем батюшка всегда говорит: нужно очень много раз упасть, чтобы всё разрушилось и ты наконец понял, что сам не можешь ничего построить. Только тогда получится по-настоящему отдать всё в руки Божии. В этом смысле благоразумный разбойник может послужить нам замечательным примером. Несмотря на то, что у него не было ничего хорошего, он смог дерзнуть и обратиться ко Христу: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (ср.: Лк. 23: 42).
Инокиня Евфросиния (Нелюбина): В житии преподобного Серафима Вырицкого описан один случай. Еще живя в миру и будучи богатым торговцем пушниной, как-то увидел он сидящего у дороги крестьянина, повторяющего одни и те же слова: «Бог дал, Бог взял. Будет имя Господне благословенно отныне и до века». Будущий святой остановился, и мужик рассказал, что в родной деревне остались у него семеро детей, жена и отец. Он отправился на рынок продать последнюю лошадь, чтобы на вырученные деньги как-то прокормить семью, но его обокрали. Возвращаться домой с пустыми руками, без лошади и без денег, было невозможно. И вот он сидел у дороги и повторял: «Бог дал, Бог взял». И Господь не посрамил: преподобный Серафим Вырицкий поучаствовал в судьбе этого человека, помог его семье. Мне кажется, эта история — хороший пример смиренномудрия.
Отец Андрей Лемешонок: Лично я вам никаких формулировок не дам. Но расскажу два примера смиренномудрия, которые связаны с отцом Николаем Гурьяновым. Когда я в очередной раз сказал ему, что приеду через пару недель, он абсолютно искренне начал меня отговаривать: «Ну чего ты ко мне ездишь? Я дурак, ничего не знаю, у вас там много священников…» Я увидел в этом такую простоту, такое смиренномудрие! Второй случай, это когда митрополит Филарет приехал к отцу Николаю и встал в конец огромной очереди, ожидая, пока другие подойдут к батюшке на помазание. Представляете, митрополит, один из самых уважаемых людей в Православии, вдруг становится в конец очереди и смиренно ждет, когда отец Николай его помажет. Вот это для меня космос! Вот какое понимание духовной жизни!
Такие примеры служат нам ориентиром, как нужно жить правильно, как строить отношения с ближними, как правильно воспринимать те или иные повороты нашей жизни. Если мы не будем тратить силы на любопытство и какие-то разборки, а будем внимательно смотреть на себя и концентрироваться на своем внутреннем человеке, это будет живая школа, школа жизни, где преподает Сам Христос. Только нужно усваивать уроки и, конечно же, сдавать экзамены на очередных жизненных этапах.
Подготовила Мария Котова
12.04.2022