X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Красоте девства Твоего Гавриил удивися…»

«На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих».

(Ис. 66: 2)

«Небесная любовию веселяхуся, и земная трепетом ужасахуся, егда пречистый глас найде на Тя Богородице: едино бо торжество обоим возсия, егда бесплотный радость Тебе принесе. Темже со ангелом Тебе вопием: радуйся, Чистая, Божие жилище».

(Богородичен 3 гл. по 1 каф.)

Как редко мы сподобляемся истинной радости, заполняющей сердце, овладевающей всем человеческим существом! В детстве это случается чаще, чистую душу радует и солнечный день, и роса на траве, и ласточка в небе. Со временем чувство радости притупляется, приходит реже, а порой и вовсе забывается. А Евангелие (греч. евангелион — «доброе, радостное известие») говорит людям о радости непреходящей, которая живет в душе и в благоденствии, и в скорби, и в праздники, и в будни, — радости о Господе. Именно эта радость стала доступна роду человеческому в великий день Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Времена и лета исполнились. Один из предстоящих Престолу Вседержителя архангелов «повеленная тайно прием в разуме» устремился к земле, в бедную деревушку под названием Назарет. Среди скромных жилищ местных ремесленников и крестьян архангел отыскал небольшой дом плотника. Там жила пятнадцатилетняя Дева, к этому времени оставшаяся сиротой. О Ней мало кто знал, разве что священники Иерусалимского храма, при котором Она воспитывалась до четырнадцатилетнего возраста.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете

Дальнейшее очень точно описывает богослужебный текст:

«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь».

(Стихира Благовещения на великой вечерне)

Предвечное определение Божие о спасении падшего рода человеческого было открыто Дщери человеческой не только для постижения и верования, но и к исполнению через Нее. Пресвятая Дева — чистейший сосуд Святаго Духа, который Бог приготовил Себе. На протяжении всей человеческой истории Ветхого Завета Господь взращивал праведность, плодом которой стал этот благоуханный цветок человеческой природы. Вера Пречистой Девы Марии дала Ей возможность вместить невместимое для ангельских умов. Ее совершенная преданность волей, мыслью, душой, всем существом, всей способностью, всякой надеждой и ожиданием Богу позволила произнести слова, которыми была решена участь человеческого рода: Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему (ср.: Лк. 1: 28). Это смиренное и кроткое «да будет» открыло путь примирению Бога и человека. Совершилось соединение Божественной и человеческой природы, воплотился Сын Божий, Господь Иисус Христос, Который принес Себя в жертву за грехи мира и искупил нас от вечной смерти. Разумное и свободное послушание человеческой воли Богородицы творческой, вседержавной воле Пресвятой Троицы открыло двери рая отпадшему от жизни в Боге человеческому роду.

Святитель Андрей Критский в «Слове на день Благовещения» пишет: «В этом и состоит таинство примирения Бога с человечеством. Вот и предмет настоящего торжества — соединение Бога с земнородными, обожение воспринятой Им природы, возвышение и восхождение наше на небеса… Итак, все днесь да веселятся: ныне отверзается небо и земля невидимо приемлет Царя всяческих».

В тропаре праздника суммируется богословие праздника: «Сегодня начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благую весть приносит. Посему и мы вместе с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Церковь Благовещения над источником Божией Матери в Назарете

По одному из преданий, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии вначале у колодца, который тогда был единственным в Назарете. К источнику воды нужно было идти через всё селение. Архангел не только возвестил Избраннице Божией радостную весть, но и на протяжении всего пути до дома Иосифа раскрыл, какие испытания и скорби Ей суждено претерпеть. Пресвятая Богородица внимала словам небесного вестника и уже войдя в дом произнесла Свои святые слова: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему».

Назарет в XIX веке

Самым распространенным типом икон Благовещения является так называемое «Благовещение с рукоделием» или «с пряжей». В одном из апокрифических источников повествуется, что первосвященники решили сделать завесу для Святая Святых Иерусалимского храма и выбрали для этой цели непорочных дев из рода царя Давида. Среди них была и Дева Мария. Именно Ей священник вручил пурпур и багрянец, необходимые для изготовления завесы. Пресвятая Дева приступила к работе и в момент явления Архангела Гавриила пряла красные нити для храмовой завесы. Сам процесс прядения завесы на иконах символичен: он олицетворяет соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. С пряжей в руках Богородицы связывают появление выражения «проходить красной нитью» — быть главной темой, основным смыслом чего-либо.

Икона Благовещения, Назарет

Еще один тип иконографии Благовещения иллюстрирует непосредственно саму идею Боговоплощения. Это «Благовещение с Младенцем во чреве». На иконе Архангел и Богородица изображены стоящими лицом друг к другу. Этот образ отражает мысль о том, что Слово плоть бысть (Ин. 1: 14), и подчеркивает двуединство природ Господа Иисуса Христа: Божественной и человеческой.

Восприяв вместе с благовестием самое дело радости, Богоизбранная Отроковица воспела: …и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем! (Лк. 1: 47).

В ответ на это Святая Церковь называет Богородицу радости Приятелищем и поет Ей: радуйся, Радосте наша! Пусть же от Владычицы Богородицы радость перейдет и к нам и станет нашим неотъемлемым достоянием. Чтобы, по слову апостола, и мы могли всегда радоваться (1 Фес. 5: 16) и всякую радость иметь, даже когда впадаем во искушения различна (ср.: Иак. 1: 2).

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке статьи использовались материалы:

  1. О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери / сост. Н. Дмитриева. — М., 2004.
  2. Заступница Усердная / Иеромонах Филадельф. Троице-Сергиева лавра. — Новосибирск, 1999.
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы / текст Ю. Рубан. — Изд. «Хронограф», «Ленинград», 1991.

07.04.2022

Просмотров: 794
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Комментировать