X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Евангельские образы Страстной седмицы

«Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда постятся».

(ср.: Мф. 9: 15)

«Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная). <…> Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».

(Синаксарь)

В событиях Страстной седмицы, названной по имени спасительных страданий — Страстей — Господа Иисуса Христа, центральное место занимает Сам Христос. Святая Церковь с любовью и благоговением внимательным оком в эти дни следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Богочеловека. Царь Славы священнодействует таинство спасения рода человеческого через Свои страдания и Крестную смерть. Он — Великий Архиерей — приносит Богу Себя, став жертвоприношением за нас, грешных, и открывает нам врата рая.

Богослужения Страстной седмицы вводят нас в события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Вместе со Святой Церковью мы постепенно проходим по стопам Спасителя весь Его Крестный путь от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до последнего момента Его искупительных страданий на Кресте, где Он один испил чашу гнева Небесного, и далее — до Светлого Христова Воскресения. Всё, что в Ветхом Завете предызображало или было сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — всё это Святая Церковь вместе с евангельским свидетельством сводит в один величественный образ, который постепенно раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы.

Каждый день Страстной недели — великий и святой. Всё содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать способными духовно созерцать таинство искупления, к восприятию которого мы готовимся.

Великий Понедельник

Как говорит синаксарь из Постной Триоди, в этот день «память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы». В Священной Истории более чем за 3600 лет проявился прообраз Христа и Его Страстей. Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова, был скрыт завистливыми братьями в пересохшем водяном рве, а затем продан работорговцу за тридцать сребреников. Промыслом Божиим он стал начальником египетской земли, и, когда среди израильтян свирепствовал голод, напитал пришедших в поисках пропитания братьев пшеницей. Подобно Иосифу, Господь Иисус Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему иудеев и был предан Своим учеником за тридцать сребреников. Заключенный в темный ров (гроб), Он самовластно восстал из мертвых и спас нас от греха, напитав Своими Пречистым Телом и Честной Кровью, преподаваемыми верным под видом хлеба и вина в таинстве Евхаристии.

«Образ Владычень подписуя Иосиф, в ров ввержен бывает, продается от сродник, вся терпит приснопамятный, во образ поистинне Христов».

(Тропарь трипеснца на повечерии в Великий Понедельник)

Праведный Иосиф встречает своих братьев

В Великий Понедельник также перед нами предстает образ бесплодной смоковницы. Читается Евангелие (Мф. 21: 18–43) и богослужение всего дня посвящено чуду: Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и по дороге взалкал. Увидев росшее при пути зеленое дерево, подошел к нему, но не нашел ни одного плода. Да не будет же от тебя плода вовек! — произнес Сын Божий (ср.: Мф 21: 19). Вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево засохло.

Бесплодная смоковница

Рефреном Великого Понедельника служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения» (молитвословие отпуста за богослужением). Эта мысль подвигает душу к сугубому покаянию:

«Смоковницы безплодствия убежавше братие, разумеим образ, да не изсхнем якоже она тогда, егда возвращаяся Человеколюбец прииде к ней алча».

(Тропарь трипеснца на повечерии в Великий Понедельник)

Великий Вторник: притча о десяти девах

Господь нередко говорил притчи Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, изложенные в 25-й главе Евангелия от Матфея: о десяти девах (см.: Мф. 25: 1–13), о талантах (см.: Мф. 25: 14–30) и о Страшном Суде (см.: Мф. 25 :31–46).

«Великий Вторник нам приносит десять дев, услышавших от неподкупного Владыки приговор».

(Синаксарь)

Притча о десяти девах

Для вразумления святые отцы, приводя в этот день евангельскую притчу, призывают нас бодрствовать, чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25: 13). К тому же устремляет мысль молящегося и тропарь «Се Жених грядет в полунощи», который поется три первых дня Страстной седмицы. Церковь в песнопениях настраивает молящихся готовиться к встрече истинного Жениха души добрыми делами, особенно милостыней:

«Приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант. Ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает: да приобщается же словом верный, тайны ненаученному, и да расточает богатство убогим другий».

(Стихира 6-го гласа на стиховне утрени Великого Вторника)

Великая Среда: помазание миром в Вифании

Вечером в Великую Среду вспоминается о том, как жена-грешница со слезами, раскаиваясь в своей дурной жизни, помазала миром главу и ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Это произошло в доме Симона прокаженного, который пригласил Учителя на ужин. Здесь же говорится об Иуде. С одной стороны, грешная женщина, которая совершает подвиг ради любви ко Христу, и Господь говорит ей, что везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет о том, что она сделала. И с другой стороны, Иуда — предатель, который замыслил коварство, пошел к фарисеям и договорился предать им Христа (см.: Мф. 26: 6–16).

«Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Слава Христе благоутробию Твоему».

(Седален 3-го гласа по 1-й кафизме)

Великая Среда Страстной недели — это рубеж, окончание Четыредесятницы. В этот день вечером последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина, кладутся последние земные поклоны и верующие испрашивают друг у друга прощение за прошедшую Четыредесятницу перед вступлением в Крестную Пасху — наступают строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы.

Грешница с алавастровым сосудом мира у ног Спасителя

Страстной Четверг: установление таинства Евхаристии

Это память Тайной Вечери — пасхальной трапезы Христа с учениками, которая происходила ночью с четверга на пятницу. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет евангелист Иоанн.

Умовение ног ученикам

Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает умовение ног. Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других евангелистов. А Евангелия Матфея и Марка подробно описывают главное, что произошло, а именно установление таинства Евхаристии.

Тропарь Великого Четвертка Страстной седмицы посвящен самому ужасному в истории человечества событию предательства Христа:

«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».

(Тропарь, глас 8)

Тайная Вечеря

После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходило Его моление о чаше, которую Ему вскоре предстояло испить. Эту молитву Господа стих синаксаря Великого Четвертка называет преестественной — она сопровождалась кровавым потом Спасителя: И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22: 41–44).

Это происходило в ночное время. В целом для Страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого, и события непрерывным потоком перетекают друг в друга.

Моление о чаше

Великая Пятница: двенадцать Евангелий

Великая Пятница посвящена событиям страданий, распятия Господа нашего Иисуса Христа и Его смерти за грехи всего мира. Это день строжайшего поста, и литургия не совершается.

Предательство Иуды

В древнем Иерусалиме богослужение было шествием по Крестному пути Спасителя. Оно продолжалось всю ночь. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд у Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу.

Поругание

Читались соответствующие фрагменты Евангелия и пелись песнопения. Голгофа — последняя остановка. Первое чтение — это прощальная беседа Господа с учениками, которую составляют почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение — моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье — суд у Каиафы, четвертое — суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о Его смерти и о том, как Его погребают в пещере и приваливают ко входу камень.

Путь на Голгофу

Сейчас в нашей Церкви шествие не происходит, и вся служба читается и поется в одном храме. Но древнее богослужение отразилось на строе службы: всё богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.

Распятие

Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. Третья служба Страстной Пятницы — великая вечерня с выносом Плащаницы.

Снятие Господа со Креста и погребение

Великая Суббота

Великая Суббота — это день оплакивания Христа. Богослужение в этот день отчасти построено как плач. В то же время Великая Суббота — день ожидания Воскресения Христова. Это отражено в церковном песнопении:

«Во гробе плотски, во аде же с душе яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле был еси Христе со отцем и духом вся исполняй и неописанный».

(Тропарь часов Пасхи, гл. 8)

Когда Господь Иисус Христос совершил дело искупления Своей смертью на Кресте, Он почил, провел эту субботу в пещере Гроба в полном покое. В богослужении Великой Субботы проводится параллель с сотворением мира, когда Бог в седьмой день почил от дел Своих. Господь телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад и вывел оттуда души умерших праведников. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа Спасителя во ад — тоже тема богослужения Великой Субботы.

Сошествие во ад

В беседе, сказанной в Великую Субботу свт. Григорием Паламой, говорится: «Таким образом обманщик обманулся, напав на плоть Христову, как подверженную болезням и смерти, и, вот, против воли, принес Свет в мрачную и вожделенную для него преисподнюю, и представил Дарователя жизни душам, тиранствуемым им в силу духовного умерщвления; не только это, но и Тело, от которого проистекло воскресение и бессмертие, он смешал с мертвецами, поспешив предать его смерти и могиле. Мог же Господь, воистину, и эти его злые умыслы разрушить, но не сделал, напротив, еще больше пожелал подъять Страсти ради нас, для чего и стал Человеком». Ад обманулся, ожидая Человечество Христа, пожелавшего стать Человеком и принявшего на Себя страдание. И в преисподней воссиял Свет. Сподоби, Господи, и нас видеть Свет Твоего Воскресения.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке статьи использовались материалы:

  1. Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Православный паломник, 1998.
  2. Как устроена Страстная седмица? | Православный журнал «Нескучный сад» (nsad.ru)
  3. Страстная седмица по дням — значения, особенности богослужений (pravlife.ru)
  4. Страстная неделя: богослужение и традиции (ruvera.ru)
  5. Хронология Страстной седмицы (canash.ru)
  6. Страстная седмица — Православие.фм (pravoslavie.fm)
  7. Страстная седмица | Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине (brooklyn-church.org)
  8. Общая композиция служб Страстной седмицы : Богослов.RU (bogoslov.ru)

18.04.2022

Просмотров: 749
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Комментировать