«Рукою веры сейте добрыя дела…»
Из слова по освящении храма Рождества Пресвятыя Богородицы, при Богадельне Общества ремесленников
(Говорено октября 5; напечатано отдельно и в собр. 1861 г.)
…Господь Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20: 35). Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду, не чувствует ли он себя на то время щастливым*? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? — В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? — В чувстве делаемаго и сделаннаго добра, в свидетельстве совести о исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагаго Бога, по которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем, посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное.
Сверх сего внутренняго блаженства слово Божие усвояет человеку благотворительному еще благополучие, устрояемое особенным Провидением Божиим. В день лют избавит его Господь. Господь сохранит его (ср.: Пс. 40: 2, 3). Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает сего Провидение, потому что не можем следить за ним по всем путям его, но что достигает верно и чудно, то видим в опытах, особенно ясных в Священной Истории.
Авраам сражается за бедствующих, избавляет пленников безкорыстно, человеколюбиво приемлет странников, и Провидение хранит его всегда богатым и сильным, всегда избавляет от опасностей; и он удостоивается, без сомнения, блаженнаго, Божия посещения, по замечанию апостола, именно за свое страннолюбие (Евр. 13: 2).
Иов, по благотворительности, был око слепым, нога хромым, отец немощным (Иов. 29: 15, 16). И хотя на него самого, после богатства и славы, попущен был «лютый день» нищеты, лишения детей, болезни, оскорбления, уничижения, но Господь, избавив его, благослови последняя Иовля, неже первая (Иов. 42: 12); и даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иoвy во усугубление (Иов. 42: 10).
Товит милостыни многи твopит братии» своей (Тов. 1: 3), хлебы дает алчущим и одеяние нагим, погребает бедственно умерших (Тов. 1: 17); и за сие от врагов своего народа подвергается разграблению имения и опасности жизни. Освободясь от опасности, дерзает на прежний подвиг, и, по нечаянному случаю, бывшему следствием сего подвига, лишается зрения, и впадает в нищету. Где же обещанное благотворящему словом Божиим «избавление в день лют»? — Оно несколько медлит, для того, чтобы явиться тем более чудным. Ангел Рафаил руководствует сына Товитова; доставляет ему щастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения; и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию, — и нас, что благо молитва с постом и милостынею и правдою; что добро творити милостыню, нежели сокровиществовати злато (Тов. 12: 8). <…>
Рукою веры сейте добрыя намерения и добрыя дела, и выростет блаженство от земли до неба. Аминь.
1847 год
-----------------------------------
* Грамматика первоисточника сохранена.
Источник: Творения. Слова и речи: в 5 т. / свт. Филарет, митр. Московский. — [Репр. изд.]. — Москва: Новоспасский монастырь, 2003–2007.
08.03.2022