X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Путь поста — это путь к жизни вечной»

«Пост — мать смиренномудрия,
источник всякой мудрости;
пост — матерь всех благ,
учитель целомудрия и всякой добродетели».

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Пост — это время духовного отрезвления, когда человек способен принять Божие слово как правду, как жизнь. Очень важно правильно начать его. Для этого Церковь предлагает вечерние чтения Великого покаянного канона Андрея Критского. Господь даровал преподобному Андрею соединить в этом каноне и чаяния ветхозаветного человечества, и уже свершившееся пришествие Христа на землю; выразить страдания человека, оставшегося без Бога, изгнанного грехом из рая и ищущего дорогу в Царство Небесное».

***

«Пост — это проявление нашей любви к Богу. Что мы можем для Него сделать? Мы должны понимать, что если не способны отказаться от миски супа, то говорить о какой-то космической любви бесполезно, бессмысленно. Мы не можем победить себя, свое чрево, а уже молимся обо всем мире — это какое-то мечтание. Чтобы прийти к большому, надо начинать с малого. А то мы можем начать с высоких слов, а потом не пожелаем и шага ступить ради Бога. Пост — это маленький подарок Богу, "лепта вдовицы", которую человек может принести. Себя ограничишь в чем-то, а от Бога получишь в сто раз больше. Пост — это лекарство. Когда человек ради Христа все-таки откажет себе в чем-то, я думаю, Бог человека не оттолкнет, не позволит потерять что-то, но еще и поможет физически и духовно окрепнуть».

***

«Великий пост ведет человека к Пасхе, к Воскресению. Человек ограничивает свои потребности в пище, в развлечениях. Конечно, пост — это не только воздержание в еде, это восстановление внутреннего мира в нашем сердце. Движение души к Богу — это борьба с грехом. Грех отвлекает человека от Бога, разрушает внутренний мир, поэтому воздержание в слове, в мысли, в чувстве является основой нашего внутреннего движения к Богу. Задача внешних действий, внешнего воздержания — сосредоточить все силы на борьбе за внутреннюю свободу, за внутреннюю красоту, которую может даровать только любовь Христова. Как раз внешнее воздержание — в пище, в развлечениях и услаждениях — дает возможность человеку внутренне собраться, остаться наедине с самим собой и попытаться впустить в свое сердце Бога через молитву и покаяние».

***

«Путь поста — это путь к жизни вечной, и мы проходим его в окружении наших ближних. И воздержание — это не внешняя угрюмость, не какие-то внешние суровые правила жизни. Это благодарность Богу за то, что имеешь, это бережное отношение к тому, что тебе дано в этой жизни, это смиренное перенесение тех скорбей, болезней и утрат, которые в этом мире неизбежны.

Одна греховная мысль, одно греховное слово — и человек теряет связь с Богом и ближним. Поэтому, конечно же, нужно быть внимательным и осторожным к тому, что мы говорим и куда мы идем в этом мире. Грех пытается обмануть, пытается сделаться вожделенным, но человек должен думать, будет ли радость там, где не будет любви Божией, будет ли радость там, где будет мое "Я" и неприятие ближнего моего; можно ли вообще назвать радостью радость, которая строится на грехе, на эгоизме, на обиде ближнего? На собрании в монастыре одна сестра очень верно сказала: "Мне нужен пост, чтобы я увидела рядом с собой человека"».

***

«Пост напрямую связан с историей человечества. В раю был беспрестанный пост, и за нарушение его наши прародители потеряли красоту. Великий пост подготавливает нас к Страстям и Воскресению Христову. И пост наш — не самоистязание, не тренировка каких-то волевых качеств; пост — это послушание Святой Церкви, возможность ради Бога смирить свою плоть, свою гордыню. Пост помогает нам трезво посмотреть на себя, сосредоточить силы своей души на внутреннем человеке и увидеть свой грех. И мы молимся: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего"».

***

«Главное не в том, чтобы внешне прожить Великий пост, периодически забегая в храм, а в том, чтобы приобщиться к этому периоду внутренне, побороться с грехом, чтобы радость Воскресения смогла освятить нашу жизнь и помогла дальше вести борьбу за победу над смертью. Впереди у нас долгий, трудный путь, но и свет брезжит в конце тоннеля — Пасха, вечная Пасха для каждого из нас!»

Протоиерей Андрей Лемешонок

10.03.2022

Просмотров: 133
Рейтинг: 5
Голосов: 32
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать