Куда ушел Христос?
В редакцию нашего сайта попал текст проповеди Морфского митрополита Неофита Кипрской Православной Церкви на всенощном бдении по случаю престольного праздника в храме святого Маманта села Астромеритис в митрополии Морфа, Кипр. Проповеди уже больше года, однако за это время ее актуальность не только не утратилась, но еще больше возросла. Ниже приводим отрывок из нее.
«Дорогие мои отцы, братья, всечестные иноки и инокини, вы знаете, что нас поразила болезнь, но вот, мы живы! И живы среди вас, потому что, надеюсь, в нас живет Тот, Кто находится посреди нас всегда, — наш Господь, наш Бог и Спаситель, наш Христос. Его икона "Золотой Спаситель" — точный список иконы из Аканту (город на севере Кипра. — Прим. ред.) — являет нам образ Божий, и это тот образ бытия, к которому мы тоже стремимся.
Мы тоже хотим быть Его иконой. Некоторые из вас уже так живут, и я им за это благодарен, потому что благодаря им мы тоже живы. Вот почему мы не похожи на ходячие трупы. Икона нашего Христа здесь, и она говорит, что Господь посреди нас. Ибо если живем, то для Господа живем; если умираем, то умираем для Господа. Поэтому, и когда живем, и когда умираем, мы Господни (ср.: Рим. 14: 8). Об этом в наши дни забыли даже христиане! И когда мы живем, и когда умираем, мы Господни, — высказывает трезвую мысль великий апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 14: 8). Рекомендую вам прочитать это послание сначала в оригинальном тексте (на древнегреческом), затем в переводе и потом снова на древнегреческом — и ваше сердце наполнится благодатью Божией.
Так что были мы больны — и вот живы, вкусили эпидемий, пандемий. Вкусили и клеветы. Потому что есть не только физические болезни. Часто гораздо труднее перенести одно обвинение, чем одну болезнь, не так ли? Или горькую мысль. Вот к нам приходит помысел против нашего брата, и в душе наступает ад, и это наша повседневность. Мы внешне молчим, а внутри спорим с нашим братом, против которого неведомо что вообразили. А потом удивляемся: куда ушел Христос? Ведь раньше мы говорили, что Он посреди нас.
Прежде чем Господь Иисус Христос явит Свое действенное присутствие, другая Божественная Личность — Святой Дух — предваряет Его. Святой Дух присутствует повсюду и исполняет всё. Он постоянно очищает наши сердца, чтобы в них мог обитать Христос.
Вы должны знать, что Отец не отделен от Сына и Святого Духа. Иногда я рассказываю вам о Них как об отдельных Личностях, Которыми Они и являются. Каждое из Божественных Лиц имеет Свою Ипостась, Свою Личность, но это Единый Бог! Триипостасный. Трисвятой. Очень важно обращать внимание на присутствие Святого Духа, потому Он очень утонченный (чуткий, нежный, тонкий) и очень могущественный. Он присутствует везде, даже там, где есть дьявол. Вот почему дьявол приходит в ярость — он не может выдержать присутствие Святого Духа.
Мы с вами — иконы Божии, когда молимся: "Душе Святый, Душе истины, очисти мя от всякия скверны!" С болью в душе — обратите внимание на эту душевную боль — молимся, не переставая: болеем ли, страдаем от клеветы или боримы каким-то другим искушением, направленным, может быть, против кого-то из наших близких. И Святой Дух начинает очищать наше сердце и созидает в нем престол, на котором воссядет Христос.
Нужно быть осторожными, потому что Святой Дух не может оставаться в сердце, которое ненавидит, постоянно осуждает, в котором живут постыдные мысли и желания. Как долго чистый Святой Дух может оставаться в сердце, в котором нет чистого места, где Он мог бы остановиться? Однако в сердце, которое постоянно оскверняется (как в моем случае), но которое постоянно раскаивается (надеюсь, что это тоже происходит в моем случае, dum spiro spero — пока я живу, надеюсь), Дух Святой приходит и больше не уходит! Может случиться так, что, когда я совершаю ошибку, согрешаю, Он на мгновение удаляется и немного ослабляет Свое присутствие, чтобы смирить мою гордость. Чтобы я возопил к Нему: "Господи!", как Давид, который в псалмах за тысячу лет до пришествия Христова учит нас, как говорить с Богом. Пророк Давид — великий учитель молитвы: и умной и сердечной. Обратите внимание, как Давид обращается к Богу!
Вместо того, чтобы говорить: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня" — а эту молитву надо произносить, потому что это молитва совершенная, в ней Бог Отец, в ней Христос и Святой Дух, Троица Единая и Неделимая, — в одном псалме Давида я обнаружил и заимствовал следующие слова, которые теперь постоянно повторяю: "От тайных моих прегрешений очисти мя". Они заменяют Иисусову молитву. Перед ними я также упоминаю имя моего Бога: "Господи!" Очисти меня от моих тайных прегрешений! Как это красиво! У нас есть скрытые страсти, которые мы унаследовали и приобрели в течение жизни и которые еще не распознали в себе. Наша глупость слишком велика, и лучше бы нам не выставлять себя умными. Только когда человек начинает жалеть своего ближнего, молиться за него, он начинает потихоньку очищаться. "Христе мой, прости Кипр, прости меня". "Помилуй Кипр, помилуй и меня". Начнем с молитвы за ближнего и постепенно очищаемся сами. Приходит Святой Дух и приводит с Собой нашего Христа и Небесного Отца. И присутствует Святая Нераздельная Троица.
Первое, о чем я прошу вас, — это продолжать чтение псалмов в ближайшие месяцы, а второе, что я хочу, — это чтобы вы читали Послания святых апостолов Павла, Петра и Иоанна Богослова».
09.03.2022