«Господь — моя опора» (часть 2)
Дорога в храм
— Люди в церковные лавочки приходят разные: у кого-то горе, кто-то хочет посоветоваться, кто-то — записку подать. В основном обращаются со скорбями, редко кто идет в радости и с благодарностью, — рассказывает о своем послушании сестра милосердия Ирина Слижова. — Бывает сложно объяснить людям, что есть Промысл Божий и всё в жизни случается по воле Господа. Человек в какой-то момент не способен воспринять эту информацию, но люди ведь идут в лавочку — видимо, есть внутренний поиск, а значит, есть и надежда.
Уже три года я не тружусь на Ждановичах, несу послушание в другой церковной лавочке, но живу неподалеку от рынка и иногда встречаю людей, которые раньше приходили к нам с сестрами. Недавно разговаривала с женщиной. Вот так же она не была готова принять наши слова, но в прошлом году у нее умерла дочь, и Господь привел в храм через скорбь. Сейчас эта женщина даже утром перед работой старается забежать в церковь…
А бывает, ни испытания, ни болезни, ни потеря близких не помогают людям найти дорогу к Богу. Я задумывалась над тем, почему так происходит. Наверное, мы в храме по молитвам наших верующих предков. Бабушка моя молилась — возможно, благодаря ей я сегодня в сестричестве и тружусь в монастыре.
Когда папа заболел онкологией, я уже несла послушание в сестричестве. Неподалеку от дома, где жил отец, открылась наша церковная лавочка, и папа иногда беседовал с сестрами. Потихоньку наши слова и молитвы попадали в его сердце, он начал ходить в храм. Когда заболел и уже не мог посещать богослужения, исповедовать и причащать его дома раз в месяц приезжал отец Андрей Малаховский.
За полтора месяца до смерти батюшка причащал папу каждую неделю и благословил читать по четкам Богородичное правило. Отцу было тяжело, но он старался — 50 молитв «Богородице Дево, радуйся» утром, 50 днем, 50 вечером. И Пресвятая Богородица сподобила его упокоиться в Свой праздник — отец отошел ко Господу в день Почаевской иконы Божией Матери.
Близкое присутствие Бога и святых
— По жизни постоянно чувствую близкое присутствие Бога. Только подумаешь о чем-то — Господь уже дает. Много было интересных ситуаций в жизни нашей семьи, поделюсь самой удивительной. Кроме как чудом и подарком от Господа, назвать ее не могу.
Жили мы в однокомнатной квартире в Масюковщине. Дочери уже исполнилось 14 лет. И вот однажды муж говорит: «Дочь растет, надо что-то делать. Квартиру мы не купим, денег нет. Может, продадим свою однушку и купим домик неподалеку от Минска?»
Это был вторник, я пошла на исповедь к отцу Андрею Малаховскому и озвучила мысль мужа. Батюшка говорит: «Если супруг хочет, покупайте, дело хорошее». Возвращаюсь из храма, а муж просмотрел газету с объявлениями и говорит: «Я дом нашел!» Обменяли мы свою однушку на дом с четырьмя комнатами в деревне Масюковщина, в 15 минутах ходьбы от того места, где жили, без всякой доплаты…
А на послушании сколько интересных случаев, когда Господь, Божия Матерь и святые приходят на помощь! Помню, декабрь, день памяти святого Николая Чудотворца. Стою со скарбонкой. Подходят две женщины: «Нам пожертвовали церковные книги. Надо отвезти их в монастырь». И оставляют две неподъемные сумки. Думаю: «Как я их повезу? У меня своя сумка, скарбонка, я в валенках, на мне много теплой одежды…»
Стою, молюсь: "Николай Чудотворец, не знаю, как это всё довезти, помоги!" Почему-то в тот день я стояла на час дольше. В это время приходит ко мне парень и спрашивает: "Сестра, может, вам чем-то помочь?" — "Да! Надо сумки с книгами отвезти в монастырь!" И этот парень мне помог.
Поехали мы с мужем и дочерью на Радоницу к родителям мужа в Оршу. Возвращаемся домой, и за 30 км от Минска начинаются проблемы с автомобилем. Муж за рулем, мы с дочкой толкаем машину и читаем молитву святителю Николаю «Правило веры, образ кротости…». Там была горочка, и автомобиль покатился. Дотянули мы пару километров до заправки. Смотрю, священник стоит, я бегом к нему: «Батюшка, благословите! Помолитесь, машина не едет, надо до Минска добраться!» Священник и говорит: «Давайте я вас на прицеп возьму». Оказалось, батюшка тот — отец Сергий Комлик, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца в микрорайоне Сокол. Довез он нас до МКАД, а там уже будущий муж дочери подъехал, и мы добрались до дома.
Я тогда думала, как отблагодарить батюшку за его помощь. Понимая, что нет лучше для человека благодарности, чем молитва, подала на сорокоуст. Трудилась я тогда в церковной лавочке в магазине «1000 мелочей». И вот проходит около 40 дней после истории с автомобилем, стою на послушании и не верю глазам — передо мной отец Сергий. Поговорили мы с ним, и я понимаю: нет у Господа случайностей, не просто так батюшка пришел именно в этот магазин, когда заканчивалась молитва, — надо помолиться за него еще. И я снова подала записку на сорокоуст.
Прошло около двух лет. Прихожу как-то в храм во взрослом интернате, который окормляет наш монастырь, и вижу, что отец Сергий исповедует людей. Оказалось, настоятель храма в честь святителя Николая в Соколе вместе с нашими монастырскими батюшками уже много лет окормляет людей в интернате в Новинках…
«Никакой труд не пропадает даром»
— Когда мы в первый раз развелись с мужем, подруга хотела познакомить меня с положительным состоятельным мужчиной, но вернулся супруг. Подруга мне потом много лет говорила: «Вышла бы тогда замуж — не знала бы ни горя, ни бед, была бы за мужем как за каменной стеной». Но я точно знаю — я бы тогда к Богу не пришла. Зачем идти к Богу, когда у тебя всё хорошо?
Иногда в жизни бывают моменты, когда думаешь: "Сил уже нет!" Терпишь до последнего и идешь на Причастие — другого лекарства не найти. Господь — моя опора, Святые Дары укрепляют. Оглядываясь на пройденный путь, понимаю: никакой труд не пропадает даром…
Перед тем как вернуться в семью окончательно, муж ездил на заработки в Москву и трудился на строительстве Храма Христа Спасителя. Когда мы с ним уже обвенчались, работы у него не было, и мы попросили у батюшки Андрея Лемешонка благословение потрудиться в монастыре. Муж строил храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Всего месяц смог продержаться, потом сорвался, начал пить, но ведь приложил какие-то усилия на строительстве Божьего Дома!.. Потом строили кафе «Мельница», муж и там месяц помогал. В то время все сотрудники монастыря обедали в общей трапезной. Была общая молитва. Вот так потихоньку мой муж и приобщался.
Сегодня вижу плоды труда, который проделан за все эти годы, вижу результат терпения. Конечно, характер человека изменить сложно, и спустя годы он у супруга не подарок, но иногда поражаюсь, что я даже сама не делаю так, как делает он. В воскресенье вечером спрашивает: «Еще шести нет, можно дрова порезать?» Перекрестится перед иконой и пошел работать. Закончит, к иконе подойдет и опять перекрестится. У него свой внутренний мир и свои отношения с Богом. И никто, кроме Господа, не знает, кто из нас больше верует…
«Верующих людей видят даже без облачения»
— Впервые надев облачение, я почувствовала ответственность и какое-то внутреннее держание себя. Появилась боязнь что-то не так сказать, навредить человеку. Без облачения я уже как будто не одета, чего-то не хватает. Иногда возвращаешься с богослужения, чтобы не мять облачение перед послушанием, в нем и идешь. Люди всегда реагируют. По-разному…
Помню, подвыпивший мужчина на остановке начал мне что-то доказывать, другой человек подходит и совет спрашивает. А вообще, я заметила, что верующих людей видят даже без облачения. Ко мне не раз подходили с вопросом: «А вы в храм ходите?» — «С чего вы взяли?» — «Видно». Слава Богу, что видно…
Мы стараемся подражать святой Елисавете, дарить любовь и своим близким, и людям, которые к нам обращаются. Мне кажется, эта любовь выражается в том, чтобы попытаться поддержать человека, не обидеть его и не повредить…
Если мы с сестрами стоим в лавочках в облачении, значит, для чего-то это нужно. Напоминаем людям о церковных праздниках, необходимости молитвы о живых и усопших, записочки на молитву и поминовение принимаем.
О чем еще разговаривать, как не о Боге? Но это очень ответственно. Батюшка нас всегда учит: перед тем как что-то сказать, нужно попросить благословение: «Господи, дай слово для человека». Что мы сами можем? Ничего.
Были трудные моменты, когда я хотела оставить послушание. Знаете, что всегда останавливало? Я думала, что это пре-да-тель-ство. Это могло бы увести меня назад…
«От маленькой победы — огромная радость»
— Когда я пришла на послушание в сестричество, не видела своих грехов. Они открывались постепенно. Сейчас всё вылазит, думаешь: «Господи, помилуй! Надо каяться и исправляться», но не получается…
В последнее время я реже езжу в монастырь: недалеко от дома открылась церквушка, там по воскресеньям причащаю внуков. С детьми в монастырь далеко, они и в городе всё время спрашивают: «Бабушка, когда закончится служба? Сколько осталось?» А вот исповедоваться стараюсь в монастыре. Монастырь — это сила! И здесь для меня особая близость Бога.
Когда я работала на складе, он располагался в башне на территории монастыря, рядом с Никольским храмом. Я тогда часто заходила в храм и старалась ездить в монастырь на богослужения в один из будних дней и по воскресеньям. В ту пору всё давалось легко, сегодня уже борешься с собой. Утром мысли в голове: «Ну, полежи! Куда ты поедешь? Может, в другой день? Отдохни, ты так устала! Имеешь же ты право поспать!» Пересиливаешь себя, кое-как поднимаешься со словами: «Пойду!» — и едешь в храм. И от этой маленькой победы — огромная радость.
Стоишь в храме и чувствуешь такую благодать! В эти моменты спрашиваю себя: "Как я жила без Бога? Как люди живут без Него?.." Как объяснить человеку, что он теряет? Человек "верит в душе", ему этого достаточно. А ведь это самый большой обман…
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Игоря Клевко и из архива сестры Ирины Слижовой
«Господь — моя опора» (часть 1)>>
30.03.2022