X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Господь — моя опора» (часть 1)

20 лет назад Ирина Слижова впервые вышла на послушание в церковную лавочку в облачении сестры милосердия. Кроткая и невероятно скромная, она тихо трудится на своем месте, видя в этом Божий Промысл и дорогу к спасению. Путь Ирины к Богу лежал через скорби. Немало сил и терпения понадобилось сестре, чтобы не свернуть с этого узкого пути на более широкую дорогу…

«Путь наш был непростой»

— Моя бабушка, мамина мама, ходила в храм и верила в Бога. Поскольку родители были людьми занятыми, с раннего детства я жила с бабушкой. Когда она упокоилась, мне исполнилось всего 2,5 года. После смерти бабушки я жила у папиных родителей. Из-за частых болезней в детский сад ходила лишь полгода, остальное время проводила с бабушкой, дедушкой, тетей и двоюродными сестрами.

Перед школой мама уволилась, чтобы заниматься моим воспитанием и помогать с учебой. Жили мы в Минске, в бараках на улице Папанина. В 1972 году получили квартиру в девятиэтажном доме на улице Сердича.

Мне было 9 лет, когда упокоился дедушка и бабушка переехала жить к нам. В храм она не ходила, но привила мне любовь к природе и красоте. Каждую зиму бабушка делала искусственные цветы и продавала их перед Радоницей возле кафедрального собора. Мы с сестрами помогали резать заготовки, крутить бутоны и окунать цветы в парафин…

Мама умерла, когда мне было 11 лет. Мы остались с папой и бабушкой. Через два года отец женился на 23-летней девушке. В семье родились две девочки, для которых я стала нянькой. Мне даже доверили дать им имена, и младшую я назвала в честь упокоившейся бабушки — Надежда.

Я занималась гимнастикой, пела в хоре, были какие-то свои увлечения и занятия, и всё же мне хотелось быстрее уйти из дома. Замуж я вышла в 20 лет. Мужа долго не выбирала, но Господь дал именно того, кто нужен: без супруга я бы к Богу не пришла…

Наш совместный путь был непростой: женаты мы три раза. Впервые супруг ушел из семьи, когда ребенку было 1,5 года; во второй раз, когда дочке исполнилось 9 лет. Алименты не платил, почти не помогал. Не могу сказать, что в 1999 году, когда он вернулся, стало легче — так складывались обстоятельства, что содержать семью приходилось мне. Муж — строитель, его брали на стройку, обещали заплатить. Поработает пару месяцев, деньги не дают, уходит и опять полгода ищет работу. Я всё несла на своих плечах, трудилась на двух работах. Было тяжело...

«Я тянулась к свету и чистоте»

— Крестили меня в детстве, но долгие годы в храм я не ходила и о Боге не слышала. Когда после двух разводов мы с мужем вновь соединились в семью, я, помимо основной работы, несколько часов трудилась на Комаровке. Там впервые увидела наших сестер со скарбонками. В то время я всё делала второпях. Пробегая мимо сестер, замечала, что к ним подходят люди. Помню, думала: «Надо бы и мне подойти поговорить». Однажды так и сделала…

Сестра милосердия Галина Макаренко посоветовала мне идти в церковь на исповедь и Причастие. Открытых храмов в Минске в те годы было немного, и я пошла в кафедральный собор. Обратилась к бабушке в храме с вопросом: «Как мне исповедоваться?» — «Лучше придите в будний день, меньше народа, вы сможете спокойно поговорить со священником».

Помню, как отпросилась с работы и пошла в собор. Батюшка тогда сказал: «Вы должны исповедоваться и причащаться раз в два месяца, но каждую неделю — в субботу вечером и в воскресенье утром — быть в храме». После исповеди и Причастия я надела крест и больше не снимала.

На Комаровке со скарбонками стояли наши первые сестры. Я часто подходила к будущим монахиням Тамаре и Тавифе, тогда они несли послушание в белом облачении. Были в сестрах свет и чистота, к которым я тянулась…

В переходах познакомилась с сестрами Зинаидой Зачатко, Еленой Ленковец, Ниной Коржиной (сейчас монахиня Надежда). Почти все они говорили: «Попроси благословения у батюшки и приходи к нам в сестричество».

«Святые Дары давали мне силы жить»

— Когда я начала ходить в храм, муж спросил: «Ты хоть не в секте?» — «Нет, я хожу в православный храм». — «Ну, тогда ладно…»

 Посещая церковь три-четыре месяца, я поняла, что не хочу возвращаться к старой жизни, но в сестричество идти не решалась. Чувствовала, что исповеди и Причастия раз в два месяца уже мало. Тот период был одним из самых сложных в моей жизни, и Святые Дары давали мне силы. 

Исповедовалась и причащалась я в соборе святых апостолов Петра и Павла. С мужем мы тогда жили вместе, но после развода новый брак не зарегистрировали. Однажды говорю священнику: «Официально мы с супругом разведены». И вдруг слышу: «Пока не выйдешь замуж и не обвенчаешься, причащаться запрещаю».

Я не знала, что делать. В то время супруг был в командировке в Польше. Неожиданно он возвращается в Минск, но я не представляю, как ему сказать о Венчании. После некоторых колебаний всё же решилась: «Или мы вместе не живем, или расписываемся и венчаемся». И супруг согласился… В 2000 году нас венчал отец Андрей Малаховский.

Каждый раз, идя в храм, я предлагала мужу пойти вместе, и однажды он согласился. Сначала ходил раз в полгода, потом чаще. Дома стало немножко полегче.

По вторникам в соборе святых апостолов Петра и Павла читали акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по четвергам этот же акафист читали в монастыре. Я ездила и в собор, и в обитель. Когда в монастыре начали служить акафист с водосвятием, набирала водичку и везла домой для мужа, он тогда сильно выпивал.

«Батюшка, благословите в сестричество»

— 17 лет я трудилась на одном месте. Когда стала ходить в храм, атмосфера в рабочем коллективе начала тяготить. Дочь в то время плохо училась, пропускала занятия в школе. Я решила: «Надо действовать!»

На Комаровке увидела объявление: «В коммерческий магазин нужна уборщица. Время работы с 9:00 до 15:30». Меня устраивало, и я поменяла работу. В магазине трудилась 2,5 года, и всё это время сестры мне говорили: «Иди уже к нам!» Наконец в 2002 году я подошла к батюшке и попросила благословение в сестричество.

К тому времени моим духовником стал отец Андрей Малаховский. Я ходила к нему на исповедь, руководствовалась советами батюшки. Отец Андрей Лемешонок, может, и видел меня на акафистах, но лично мы не были знакомы. Я подошла к нему и говорю: «Батюшка, благословите меня в сестричество». — «А кто тебя знает?» — «Отец Андрей Малаховский, сестры». — «Хорошо». Дочери тогда было 14 лет. Когда сказала ей, что иду в сестричество, она плакала — думала, уйду в монастырь…

Впервые я вышла на послушание в небольшой ларек с куполом на рынке в Ждановичах. Это был день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Трудилась там две недели, потом стояла со скарбонкой в городе, принимала записочки возле кафедрального собора.

В храм тогда ходила, но об иконах знала мало, переживала, что не смогу помочь людям. И вот однажды приезжаю на склад в монастырь, а монахиня Манефа говорит: «Нужен человек, который владеет компьютером». На своем предприятии я 10 лет работала за компьютером, поэтому предложила помощь. Меня благословили трудиться на складе. Там какое-то время трудилась и моя дочь.

За 2,5 года я много узнала о святых, иконах, церковной литературе. Всё это пригодилось, когда стала на послушание в церковную лавочку в магазине «1000 мелочей», а потом на рынке в Ждановичах.

«Благодаря историям людей крепла моя вера»

— На рынке в Ждановичах я трудилась 13 лет. Маленький киоск, где я несла свое первое послушание, закрыли, мы с сестрой Ольгой Гордейчик-Минкиной трудились в большом павильоне. У нас был очень дружный коллектив. Я до сих пор благодарна сестрам, которые постоянно меня подстраховывали и выручали. Дочь родила троих детей, развелась с мужем, переехала к нам — нужно было присматривать за внуками, и сестры всегда входили в мое положение.

На послушании я воцерковлялась вместе с людьми. Благодаря их историям крепла моя вера. Помню, подходит женщина и рассказывает: «Мой муж был партийным работником, заядлым атеистом, некрещеным, а в конце жизни Господь так устроил, что он крестился, исповедовался и причастился». И в жизни моих близких были ситуации, когда я видела, как действует Господь…

Двоюродная сестра выпивала. Что только ни делали, чтобы ее спасти, — ничего не помогало. И вот тетя как-то у меня спрашивает: «Как мне молиться за нее? Дай какой-нибудь молитвослов, я попробую». Купила я молитвослов, и тетя начала читать его от корки до корки. И днем читала, и ночью. Больше 10 лет дочь спиртного в рот не брала. Говорят же, что материнская молитва ребенка со дна ада достанет. Когда тетя умерла, сестра вновь начала пить и через два года умерла после тяжелой болезни. Последние месяцы была как овощ, а упокоилась на Троицу. На примере сестры и других людей я видела, что Господь перед смертью «чистит», помогает людям искупить грехи через телесные страдания.

 Мы стараемся что-то придумать, организовать, спланировать, а Господь Сам всё управляет, когда есть молитва и приходит время… 

У моей двоюродной сестры было пятеро сыновей. Троих она крестила, четвертый сам крестился в 19 лет, а пятый никак. Уже внук у меня родился, спрашиваю: «Может, крестным будешь?» (думала, вместе с малышом покрестится). Говорит: «Нет!» После рождения второго и третьего внука опять задавала племяннику вопрос и каждый раз слышала: «Нет!»

Это было мое желание, я искала пути его реализации, а когда отпустила ситуацию, Господь Сам всё устроил. Звонит мне как-то сестра: «Ира, Денис лежит после запоя, ни есть, ни пить не может. Можешь батюшку привезти, чтобы покрестить его?» Назавтра был день святой Нины, небесной покровительницы моей мамы, и я ехала в монастырь. Поговорила со священником, и он тогда сказал: «Я могу приехать, но вдруг племянник скажет: "Не буду креститься"? Ты сначала с ним поговори, если согласится — приеду».

Моя тетя с мужем тогда жили вместе с племянником и были уже пожилыми людьми. Я очень хотела, чтобы они исповедовались и причастились, но не получалось. Приезжаю к ним и говорю: «Привезу батюшку и скажу племяннику, что это для того, чтобы вы причастились. Вдруг он покрестится…» Тетя с дядей согласились. Подхожу к племяннику — лежит никакой. Говорю: «Хочу батюшку пригласить, бабушку с дедушкой причастить». И вдруг слышу: «А может, он меня покрестит?» Я чуть не разрыдалась от радости. Батюшка тетю с дядей причастил, племянника покрестил…

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Игоря Клевко и из архива сестры Ирины Слижовой

29.03.2022

Просмотров: 99
Рейтинг: 5
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать