X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

С праздником Сретения Господня!

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Сретения Господня после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы празднуем великий двунадесятый праздник Сретения Господня. И хотя он установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном, пророчицей Анной, праздник этот посвящен Богоматери.

По древнему ветхозаветному обычаю на сороковой день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. И происходил этот обряд в Иерусалимском храме. Матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу, но, в знак этого посвящения, приносили жертву, кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные приносили голубей, горлиц. Вот с этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский храм, чтобы, посвятив Богу Своего первенца, принести Ему в жертву то, что Она могла пожертвовать.

Праведный Симеон, по Преданию, был тем человеком, который участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий. Это известный в науке перевод под названием «Септуагинта», перевод семидесяти толковников. И Церковь хранит память о Симеоне как об одном из этих толковников. Перевод был совершен в III веке до Рождества Христова. И когда Симеон переводил известные слова из Книги пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7: 14), то усомнился и решил подчистить текст. И взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста, но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрет, пока сам не увидит то, в чем усомнился (см.: Лк. 2: 26).

Ему было очень много лет, он, наверное, устал от жизни, он жил при Иерусалимском храме, и когда Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, то, движимый Духом Святым, он пошел Ей навстречу. И он произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое… (Лк. 2: 29–32). И, обращаясь к Деве Марии, он произнес другие пророческие слова: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2: 34–35). Удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его воскресения. Он стал предметом пререкания. И одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали. Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня. И пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности.

Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление? Бог пришел в мир, стал человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, врата ада которой не могут одолеть. И тем не менее люди многие не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святаго в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди. Как и множество тех, кто не просто приняли слова Спасителя, но восстали с Ним, и в прямом и переносном смысле слова, пройдя через страдания многие, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым: ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом и воскреснем к жизни вечной в Царствии Божием.

Ну, а почему же все-таки праздник Богородичный? А потому что в словах, обращенных к Деве Марии, мы находим евангельское, библейское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2: 35). Оружие прошло сквозь Ее душу, страшное оружие — созерцание мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью Распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец. И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а чего — нет. Через то страшное страдание открылось у Нее зрение особое, в поле которого входит весь человеческий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И именно сегодня наша мысль в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, о Ее вере, о Ее смирении, о Ее любви, о Ее прозрении наших помыслов.

В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных праздников. Он был одним из самых первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала особо этот день. Но торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В 544 году в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в этой части Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей, и тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественно отпраздновать этот день. И моровая язва остановилась. Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец» — то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, — и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого богородичного праздника.

Мы, вспоминая эти события, должны задумываться о том, что с нами происходит. Мы среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он предмет пререкания? Мы должны задумываться также о том, достаточно ли сильно верим мы в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на наши молитвы. И пусть сей праздник подвигнет нас к еще более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас.

Аминь.

15.02.2022

Просмотров: 67
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать