X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Радость быть в кругу близких людей» (ч. 2)

На выставках

— Через шесть лет после того, как я стала на Червенском рынке, начались выставочные поездки монастыря, — продолжает рассказ сестра Любовь. — Неся основное послушание, параллельно я ездила с сестрами на выставки. У людей тогда была жажда приобретать святыни, они с радостью надевали на себя и родных наши крестики.

В Петербурге мне запомнился случай. Подошла женщина — русская красавица, приобрела большой крестик и цепочку для сына, который служил в Кремле. Ее муж давно упокоился, женщина одна воспитывала единственного сына. Парень вырос, окончил военную академию и поехал служить в Афганистан. В то время мать встретила Бога. Поняв, что жизнь ее ребенка в руках Господа, женщина два года, пока сын служил в горячей точке, кроме работы, храма и домашней молитвы ничего не видела. Не было увеселительных мероприятий, театров и выставок.

 Сын этой женщины и весь его взвод вернулись из Афганистана. Мать рассказывала: "До сих пор мне пишут матери-узбечки, благодарят, что их дети дома. В сложных ситуациях Господь так направлял сына, что все ребята остались живы…" 

У нас была сплоченная монастырская команда. Мы старались не только потрудиться, но и посетить святыни. В Петербурге были в Свято-Иоанновском монастыре, в часовенке блаженной Ксении Петербургской, ездили в Александро-Свирскую обитель и Псково-Печерский монастырь.

Люди очень любили и с радостью приобретали нашу керамику. Два раза в году выставки проходили в Калининграде. Одна сестра рассказывала: «Специально для вашей продукции заказала два белых шкафа со стеклянными витражами. Когда приходят гости, предлагаю взять понравившуюся чашечку в подарок». Радостно было и нам, и людям, которые приобретали монастырскую продукцию.

По послушанию мы ездили в Польшу на гору Грабарка. Ежегодно на Преображение там собирались православные из разных стран. Приходы из восточной части Польши шли крестным ходом с пением тропаря праздника и несли кресты — кто маленький, кто побольше, и один большой крест от прихода. Несколько раз служилась Божественная литургия. Была большая радость общения.

Колядки в Польше

— С Польшей у меня связаны и другие теплые воспоминания. Мы с братьями и сестрами собирались во время святок в Гайновке и оттуда с Рождественской звездой и колядками шли по деревням. В домах нас радостно принимали и угощали. Мы вместе пели, плакали и радовались…

В основном в деревнях оставались пожилые люди. Молодежи мало, разъехалась по крупным городам и странам Европы. Люди оставляли большие дома, обставленные хорошей мебелью, и уезжали. Старики оставались одни — кто-то в своем маленьком домике, кто-то в большом, оставленном детьми, особняке. Экономически в Польше уже было сложно, поэтому жили бабушки и дедушки в первых маленьких комнатках с печкой. Двери остальных помещений наглухо закрывали и завешивали одеялами, чтобы не уходило тепло.

 Бывало, видишь домик. Вокруг всё заметено снегом. Следов нет. Проходишь мимо. Вдруг кто-то выбегает и кричит: "Зайдите к нам!" Хозяева припасали для коляды печенья и тортики. Ставили чай, угощали и что-то рассказывали о своей жизни… 

Были и совершенно немощные оставленные люди. Помню в одной деревне больного одинокого мужчину. Соседка рассказала, что он почти не ходит. Двери дома были открыты. Мы зашли и увидели человека, лежащего в темном углу. Сколько же в нем было радости, что Господь его посетил! Мы долго пели и утешали его.

У меня большая благодарность Господу за эти теплые встречи.

«Люди приходили со своей болью»

— После 12 лет на Червенском рынке меня перевели в церковную лавочку на Каменной горке. Там всегда было многолюдно. Люди часто приходили со своей болью, и надо было найти слово утешения.

С сестрами, которых обижали мужья, немножко поговорим, они успокаиваются, начинают молиться за родных, что-то меняется. Много было проблем с детьми — наркомания, алкоголизм, тюремное заключение. Через эти скорби люди находили Бога.

Помню, пришла в церковную лавочку мама с младенцем. Ребенку три месяца. При рождении не раскрылись органы, нужна была срочная операция. У нас совершался акафист святителю Нектарию Эгинскому — святому покровителю детей, и я предложила написать записочку. Спустя время эта женщина приходит в лавочку и рассказывает:

 Мы несколько раз делали УЗИ в поликлиниках, везде показывало, что малышу необходима срочная операция, а в больнице врач неожиданно сказал: "Всё стало на свои места". Эта мама потом приносила в лавочку большие коробки печенья и с благодарностью передавала для деток из интерната.  

В городе я трудилась почти на всех точках. Идешь с послушания, звонок: «Надо выйти в другую лавочку, сестра заболела». Тебе так не хочется, но надо — значит, надо. И Господь в этот день обязательно даст какую-то такую встречу, что ты потом радуешься, благодаришь и летишь домой как на крыльях. Столько красоты Господь открывал через это послушание!..

«Надо принять за послушание...»

— Я была старшей «кустика». Тихо и мирно проходило мое служение. Прекрасные отношения с сестрами. Мы ходили друг к другу в гости петь колядки, собирались в монастырской гостинице, отмечая День матери, именины. Дети наших сестер играли на скрипке, пели. Получались красивые праздники.

Были и моменты преодоления. Когда надо было поправить что-то и сказать сестре, я старалась не нарушить мир в ее душе. Получалось не всегда, но в целом у нас сохранились теплые отношения.

И вдруг вызывает меня батюшка и говорит: «Ваше послушание будет в выставочном отделе». Мне с командой надо ехать в Россию, думать о том, где мы будем жить, как накормить людей. Страх и ужас!

 Я не привыкла заботиться и быть внимательной, могу ранить человека. Где надо сказать, могу промолчать, где не надо — скажу. Как я всё это смогу?! Внутри была такая борьба! Со слезами я смотрела в глаза батюшке и понимала: "Неизбежно! Надо принять за послушание…" 

А выставки были удивительные... Владимир, Калуга, Новомосковск, Белгород, Ростовская область — везде нас ждали и с радостью принимали.

Не успевали мы приехать, а местные уже несли нам варенья, соленья, блины.

В городе Белая Калитва нас кормили абрикосами, вареньем, помидорами, огурцами, лечо. Послушание всегда начиналось с акафиста святому Николаю Чудотворцу. Люди приходили пораньше, чтобы вместе помолиться.

На выставках с нами всегда был театр «Батлейка». Взрослые приходили с детьми, сестры устраивали мастер-классы. Иногда одни и те же люди приходили каждый день. С любовью мы старались отнестись к каждому человеку.

«В России люди очень гостеприимные»

— Радушие русского человека особенно чувствовалось в Карачеве — это древний городок возле Брянска со множеством старинных храмов, часть из которых до сих пор стоит в руинах.

В Карачев мы приехали на масленичной неделе. С нами тогда была выставка о преподобномученице Елисавете. Люди в этом городе удивительно хлебосольные. Один церковный приход утром приносил нам блины с творогом, другой в обед — со сметаной и вареньем. Целыми днями люди шли с благодарностью, несли молоко, масло, домашний творог. Я думала, они организовывались, оказалось, просто хотели нас порадовать.

Найти жилье в глубинке непросто. Местный батюшка определил нас в гостиницу со всеми удобствами и сказал: «Не переживайте! В последний день встретитесь с директором и рассчитаетесь». А я знаю, что за гостиницу дорого платить. Жили мы, 15 человек, две недели в прекрасных условиях. И во мне постоянно присутствовал страх: «Сколько же придется заплатить?»

В последний день нашего пребывания в Карачеве встречаюсь с хозяйкой гостиницы Валентиной. Рассказала ей о нашем монастыре, служении, подворьях, где нашли приют обездоленные люди. И слышу: «Эту гостиницу построил мой муж Николай. Он был очень хорошим и добрым человеком, но страдал от пристрастия к винопитию. Сердце не выдержало, и год назад он ушел в вечность. Не надо оплачивать проживание, примите это как жертвочку на монастырь». Валентина не взяла с нас ни копейки.

В конце прошлого года хозяйка гостиницы отошла в вечность. Надеюсь, Господь принял ее жертву…

В Белгороде с выставкой мы были в сентябре. Вдруг сильно похолодало, а мы на улице в палатках. Местный батюшка дал нам возможность стоять возле храма в красивом парке и благословил питаться в трапезной их храма. Сестры прихода, когда увидели, что мы продрогли, принесли добротные вещи — новые сапоги, куртки, теплые платки. Это было очень трогательно, они отдавали лучшее…

Люди приходят в храм, претерпевая скорби, и получают утешение. Мне запомнилась семья с двумя детьми. Папе с мамой около 50 лет. Я им говорю: «Ой, ваши внучата побежали!» — «Это наши дети. Около 20 лет у нас не было детей. Мы ездили по святым местам, и в возрасте около 40 лет Господь даровал нам двоих деток — мальчика и девочку». И таких чудесных случаев с деторождением я слышала немало.

В моей жизни было много встреч с прекрасными людьми. Надеюсь, в Царствии Божием мы все обязательно встретимся…

Окончание следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Елены Страшновой и из личного архива Любови Коваленко

«Радость быть в кругу близких людей» (ч. 1)>>

03.02.2022

Просмотров: 119
Рейтинг: 5
Голосов: 31
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать