X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Образы святых на иконах

 

Наверное, каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом — почему на иконах грустные лица? Ведь христианство основывается на Благой, т.е. доброй, вести — отчего бы не радоваться? Вот и апостол Иаков в своем послании призывает: Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться (Иак. 1: 1). Однако, изображенный на иконах, св. апостол Иаков нигде — в нашем простом понимании — не «радуется». И не только он, вообще — изображение святых в христианстве не передает эту эмоцию. Отчего так?

Ответ уже содержится в самом вопросе. Улыбка — это именно что проявление эмоции, минутного душевного всплеска, нашедшего свое отражение на лице человека. То есть поверхностное, человеческое, страстное (пусть и не в отрицательном смысле) выражение радости, веселья, удовольствия. Она относится к нашему земному миру. Несомненно, святым людям в земной жизни доводилось и улыбаться; улыбка присуща человеческому лицу как одна из его естественных эмоций. Однако «лицо» — это на портретах; на иконах же изображается лик, и здесь неуместны психологизм, мимика, вообще — «авторская», частная трактовка. Изображение святых на иконах подчинено строгим канонам. Икона — не картина, где возможна (и чаще всего даже приветствуется) авторская трактовка, «концепция», где изображается земное и повседневное. Святые на иконах предстоят Богу, они лицом к лицу с Ним, их озаряет Его свет. Они радуются этому; но радость их, радость горнего мира, духовная, а не душевная, — более глубока, она выглядит не так, как проявляется в нашем повседневном бытии. Образы святых на иконах показывают преображенную природу человека, его идеальный образ; отраженный в святом — как на поверхности воды — лик Христа.

Так можно ответить на вопрос. Но можно и дополнить ответ, взглянув с другой стороны. Мы смотрим на иконы, на святые лики, а Иисус, Богородица, святые смотрят с икон на нас; им ведомы наши грехи и немощи, ведомо состояние нашего мира. Почему мы, глядя на них, должны ожидать, что они будут выглядеть счастливыми? Печаль в их взглядах напоминает нам об их любви к миру, служит стимулом к нашему покаянию.

Эмоции икона тоже передает, но на более тонком уровне — символически. Она исполнена символизма. Одежда святых на иконах, глаза на иконах — всё является теми или иными знаками. Например, в римской одежде (хитон для мужчин, туника и мафорий для женщин) изображаются святые раннехристианских времен. В хитоне (с дополнительной нашивкой на правом плече, символизирующей царскую власть) изображается и Господь Иисус Христос. Богоматерь изображается в тунике, дополнительно в Ее одеянии — поручи (нарукавники в облачении архиереев), символизирующие, что Она служит Господу. Святые византийских времен изображаются в плаще с фибулой (застежкой). Так же одеты воины, только под плащом у них — латы или кольчуга. У монахов и монахинь поверх рясы — мантии, на головах мужчин — клобук или куколь (капюшон), на головах у женщин — апостольник. У священнослужителей — подризник, поручи на рукавах, на плечах — омофор; у митрополитов поверх одежды надет саккос (облачение с широкими рукавами), на голове — митра. У святых царского рода (цари, императоры) на головах — короны или венцы. У русских князей еще могут быть шапки с меховой опушкой, а в одеянии — шуба с меховым воротником, под которой далматика (расшитая риза).

Важнейшее значение в иконе имеют глаза. Если сравнить несколько икон Спасителя, мы увидим, что на одних иконах взгляд у Него внимательный, на других — отрешенный, гневный, милостивый. Так же разное выражение передает взгляд святых. Глаза на иконах специально изображаются крупно, словно бы широко раскрытыми. Такой акцент на глазах в иконописи создает впечатление, что не мы смотрим на икону, а она смотрит на нас — печально, сострадательно, понимающе…

Впрочем, известна и икона, на которой Богородица улыбается. Единственная. Это — чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Она относится к иконописному типу «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Богоматерь указывает рукой на Спасителя как на Путь жизни. Икона была пожертвована в базилику Рождества Русским Императорским Домом. Риза для этой иконы изготовлена из платья преподобномученицы Елисаветы, святой покровительницы нашего монастыря.

Подготовил Виктор Обухов

21.02.2022

Просмотров: 1055
Рейтинг: 3.7
Голосов: 16
Оценка:
Комментировать