Неформально о важном (часть 2)
Матушка Лариса Нежборт: Один человек, когда болеет кто-то из его близких, опускает руки и остается с этой болью. Другой борется за жизнь своего близкого изо всех сил, и болезнь побеждается…
Отец Сергий Нежборт: И на гребне этой победы важно не возгордиться, чтобы не повредить своей душе.
М. Лариса: Значит, победа опасна?
О. Сергий: Она не опасна, она нужна как действие, но не как личная заслуга, что-то, что ты сам сконструировал… Ты участвовал в этом процессе, но как только ты начинаешь присваивать это себе — ты начинаешь терять.
М. Лариса: Получается, что скорбь, испытания, с одной стороны, человека закаляют, с другой — могут привести к внутренним потерям?
О. Сергий: Если человек остановится, скажет: «Полегчало, я чего-то добился», — то да. Он не должен останавливаться.
М. Лариса: То есть человек достиг, ему полегчало, и он должен начинать заново?
О. Сергий: Предположим, у человека в семье алкоголик. Он пытается ему помочь, накапливает какой-то опыт, потом алкоголик исцеляется. И этому человеку нельзя на этом останавливаться, нужно сразу идти дальше: увидеть другого человека, которому плохо, и попытаться помочь ему. Та задача, которая перед ним встанет, будет превышать его возможности, будет его «плющить», как и та, предыдущая, но в этом опять будет жизнь. Это как бы выходить на новый уровень, всё время чувствовать свою неполноту и недостаточность. А если человек решил: «Я класс, я мастер, дайте мне медаль, памятник мне поставьте!..» — и при этом дальше ничего уже не делает, всё время живет прошлым («я когда-то что-то превозмог») — в этом явная деградация.
М. Лариса: Так что, ему основать центр помощи наркозависимым? Или больным детям начать помогать?
О. Сергий: Да. Важно делиться с теми, кто нуждается, кто в такой же беде. Помогать им, взять на себя груз ответственности и боль этих людей.
М. Лариса: И так до бесконечности?
О. Сергий: Так до бесконечности. Так в жизни и бывает очень часто. По сути, человек уже не может остановиться в таком своем движении…
М. Лариса: К совершенству?
О. Сергий: В борьбе со злом, которое внутри него, вокруг него.
Вот человек в мире, как на кухне. В этой кухне много грязной посуды, много всего, и он должен как-то упорядочить это. Он один раз помоет эти тарелки, расставит их, сядет и будет сидеть… А дальше что? Ему нужно увидеть, что, кроме его кухни, есть еще что-то — коридор, другие комнаты. Он должен постоянно наводить порядок.
М. Лариса: Или, как Мари Кондо, написать книжку по методике наведения порядка и распространения его по всему миру?
О. Сергий: Я в данном случае пользуюсь этим как образом. Человек в мире хаоса должен наводить порядок, но хаос не пассивен, он активен, и в том месте, где ты вчера навел порядок, сегодня опять будет хаос. Ты должен постоянно с этим хаосом бороться, тогда ты живешь. Как только ты что-то упорядочил и успокоился — хаос тебя победит, обязательно. Зло не пассивно, оно активно. Если ты не будешь так же или даже больше активен, у тебя шансов нет.
М. Лариса: А где критерий, чтобы человек взглянул на себя или на окружающих и понял, что он проходит уровень за уровнем, а не просто топчется на одном месте?
О. Сергий: Это поиск. Я думаю, что, если человек включается в этот поиск, у него постепенно и критерии появляются, его глубоко личные критерии. У одного они одни, у другого — другие.
М. Лариса: Критерии чего?
О. Сергий: Правильного поиска выхода из создавшейся ситуации, проблемы.
М. Лариса: Вся жизнь состоит из решения проблем. Но в то же время человек всячески стремится от них избавиться. Тяжело принять, что этот процесс полезен для перехода на новую ступень, для внутреннего роста.
О. Сергий: Когда человек живет, его мировосприятие меняется. Вот он ребенок, его мир очень ограниченный. Потом он постепенно начинает вмещать в свой мир больше людей, потом еще больше. Это закон жизни. А можно и наоборот: полностью отрезать себя от всего происходящего и думать, как бы самому себе сделать удобно. Но в этом нет жизни — это смерть. Человек даже может быть преуспевающим и талантливым, но на его лице будет видно отсутствие жизни. Облик человека часто о многом говорит.
М. Лариса: Облик поникший или облик борца…
О. Сергий: Нет, что-то неуловимое есть в облике человека, в широком понимании: его образ мыслей, образ действий, его внешний вид, устремления, надежды, что-то особое. Или пустота. Хотя окончательно пустых и мертвых людей, конечно, нет. Всё равно теплится какая-то жизнь, какие-то струйки в нем вибрируют, и тогда есть какая-то надежда. Важно, к чему человек сам стремится: к пустоте и смерти или к жизни и свету — это его выбор.
Есть такое произведение первых христиан апостольского века «Дидахе». По стилю напоминает творения святого Иоанна Богослова и начинается такими словами: «Есть два пути — путь жизни и путь смерти». Путь жизни — это с Богом, путь смерти — с грехом. И дальше написано: «Выбери путь жизни».
Неформально о важном (часть 1)>>
10.02.2022