«Мы живем тем, что Христос может спасти»
Хочу вас всех поздравить с праздником. Сейчас всех причастят, никто не останется голодным. Поверьте, у Бога всё под расчет, не волнуйтесь: что хочешь, то и получишь в этой жизни. Кто скажет, что хотел одно, а получил другое?
Вот читаем в Евангелии: был богатый человек, благочестивый, но встреча со Христом показала, что его благочестия недостаточно, чтобы идти за Христом в Царство Небесное (см.: Мк. 10: 17–31). У него было не только земное богатство, но и душевное: он был благочестив, не прелюбодействовал, чужого не брал, жил честно — всё это сохранил я от юности моей (Мк. 10: 20). Мне это напоминает людей, которых я когда-то исповедовал во 2-й больнице города Минска. Там встречались ветераны — прекрасные люди, прожившие очень хорошую жизнь, но никогда не причащавшиеся. И вот надо было как-то так сделать, чтобы они причастились. Я говорю: «В чем Вы грешили?» — «Батюшка, я жил по совести». — «Может быть, что-то Вы сделали?» — «Нет, батюшка, я никогда ни копейки чужой не взял, жене никогда не изменил, только на нее и смотрел, всё было у меня отлично в жизни, я заслуженный человек». Мне становилось от этого страшно, я даже думал: «Пусть бы он разозлился на меня, сказал, какой я плохой — уже был бы какой-то грех...» Вот это люди, которые действительно были хорошие. А Христос переворачивает всё сознание человека в том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек заболел — «несчастье, что ж такое?!» А монах говорит: «Бог меня посетил». По-другому ты в Царствие Божие не попадешь. Чтобы получить благодать, нужно умереть. Чтобы получить силы Божии, нужно, чтобы твоих сил уже не осталось. И тогда действует Господь.
То, что сказал Христос благочестивому юноше, превосходило всякое человеческое понимание: надо было отказаться от всего, в том числе от своего статуса благочестивого человека, и идти за Христом. А кто там за Ним ходит? Какие-то безграмотные рыбаки? Какие-то проходимцы? И что, надо за Ним идти? Слабо. Да и апостол говорит: «Так что, надо грешить, чтобы каяться?» Не надо грешить, мы по своей природе уже грешные. А вот в Бога богатеть — трудно. Это трудно: а вдруг там нет банка, и наши хорошие дела будут не засчитаны? Мы тут отказывались, смирялись: «Я всю жизнь терпела этого тирана…», «...эту ворчливую дуру», «Я всю жизнь мучился ради Бога, ради спасения, а вдруг мне это не зачтется? Надо было бы, наверное, по-другому жить…» Понимаете, какие соблазны! «А вдруг там ничего нет?», «А вдруг мы не получим?» Тот, кто так рассуждает, точно ничего не получит. Не надо так рассуждать.
Если человек что-то не то делает, он делает, потому что он человек. И он знает, что он — творение Божие, и закон есть в сердце у каждого человека, закон Божий, есть совесть. Но эту совесть можно быстро сжечь... Поэтому, конечно же, приходишь в недоумение: как ты можешь победить свою природу? Но в конце притчи о благочестивом юноше есть такие слова, которые нас должны вдохновить, в каком бы состоянии мы с вами сегодня ни находились. Кто же может спастись? — спросили ученики. — Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу, спасает человека Господь (ср.: Мк. 10: 27).
И вот мы, больные люди (у нас болезней хватает духовных), пришли к Врачу. Вот священник стоит, читает разрешительную молитву. А люди пришли, чтобы Бог их простил. То есть этой молитвой, через священника, Господь прощает грехи человеку, хотя тот еще не понимает, что такое покаяние. Вот какая любовь Божия! Мы еще не каемся, а Господь уже нас простил, мы еще ничего не сделали, а Господь уже нам дал всю полноту: Тело и Кровь Христа. Что может быть больше в этом и в будущем мире? Ничего, мы уже всё получили, но, представляете, есть люди, которые недовольны: «Мне тяжело, мне плохо», «У меня жизнь не состоялась», «У меня дети не так стали жить...» Какая человеческая неблагодарность! Никакой педагог с нами так не возился бы, никогда в жизни. А Бог дает всё. И ничего не требует: «Вот Моя Любовь. Всё, что Я могу дать, Я тебе дал, а теперь ты попробуй пожить как человек…» Я так умоляю наших братьев на подворье: «Братья, дорогие, вы причастились. Попробуйте хоть полдня не покурить, хоть полдня не ругаться». Смотрю — лица такие вдохновленные... А человек не может: сигарета в кармане — и надо бежать. И ты ничего не сделаешь: что им, запретить курить? Сказать, что вы не будете причащаться, вы недостойны? Мне самому первому надо прекратить служить и вообще уходить со своего послушания…
Мы живем тем, что Христос может спасти. Что невозможное человекам возможно Богу (ср.: Мк. 10: 27). Что только любовь Божия может стать пропуском в Царство Небесное. И поэтому Господь нас, как и апостола Петра, который по своему человеческому малодушию сказал: не знаю Человека Сего (см.: Мф. 26: 69–75), спрашивает: любишь ли ты Меня? (Ин. 21: 15). А ты Меня любишь, брат, сестра? Ты хочешь быть в Царстве Небесном? Тот, кто хочет попасть в Царство Небесное, обязательно туда попадет. Только надо хотеть до конца и верить, что Господь любит нас и Его любовь не может быть ограничена никакими нашими грехами, немощами. Потому что Бог пришел в мир спасти грешников, и я первый из них (ср.: 1 Тим. 1: 15) — в этом наша надежда, в этом наша вера, в этом вся наша жизнь: во Христе, Который любит нас и будет любить всегда.
Мы же можем от этой любви отказаться. Это наш выбор, это уже наше произволение, насильно Господь никого из нас в Царство Небесное не затащит, потому что это уже будет не Царство Небесное, а какой-то лагерь оздоровительный. Нам нужна любовь свободная. Пока мы здесь, на земле, мы учимся, и начинаем учиться от наших близких, тех, кто нам ближе: вот попробуйте полюбить, когда тебя укорили, когда тебя обманули, когда тебя предали. Вот попробуйте! Вот если попробуем, если сможем, значит, мы хорошие ученики. А если скажем: «Ты меня не любишь, а я что, тебя должен любить?! Иди отсюда» — вот и вся любовь. Вот так разваливаются семьи, так остаются дети без родителей. Когда были крепкие семьи, когда люди служили, когда женщины слушались мужчин, несмотря на то, что они были немножко с приветом, и смирялись, тогда был опыт большой семьи, терпения, несения скорбей. А когда в нас этого нет, на чем учиться? На том, что показывает сегодняшняя кинопродукция? В интернете наоборот говорят — что вообще не надо никакой семьи, надо жить свободно. Надо только, чтобы тебе было хорошо. Что такое «хорошо», нам, к сожалению, никто еще не объяснил. А вот Господь объясняет: возлюби Бога и ближнего, как самого себя (ср.: Мф. 22: 37–39). В этом весь закон и пророки. Спаси всех Господи!
14.02.2022