X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Золотые чаши, полные фимиама»

 

Эти чаши, которые суть молитвы святых, — видел святой Иоанн Богослов в руках у старцев, воздающих хвалу Господу у Его престола (см.: Откр. 5: 8). Фимиам — благовонный дым, который образуется при сгорании ладана (ароматной смолы ладанного дерева), издревле связан в человеческом сознании и традиции с Божеством, со священнодействием. Благоухание — один из признаков присутствия Бога. Поэтому традиция курения благовоний известна в богослужении с древних времен. Ладан — один из даров, которым человек почитает Бога. Его — наряду с золотом и смирной — принесли волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу (см.: Мф. 2: 11).

Кадило, которое мы видим на богослужении в православном храме, — это емкость, в которой разжигается древесный уголь и на него насыпают ладан, — та самая чаша, полная фимиама (Откр. 5: 8).

Емкости для курения благовоний в древности выглядели по-разному. В Египте это были бронзовые чаши на ножках; в Ветхозаветном Иерусалимском храме — что-то похожее на золотой совок, которым насыпали ладан на горящие угли, разложенные на каменном жертвеннике. Во времена Ирода совок сменился другим приспособлением, по форме напоминающим сковороду.

В христианском богослужении курение благовоний (каждение) документально зафиксировано с VI века, хотя, конечно, существовало и с более ранних времен. У первых кадил не было крышки, это была чаша на трех цепочках, в которую периодически — прямо во время каждения — подсыпали уголь и ладан. Были и кадила, у которых ручка прикреплена непосредственно к корпусу. Их можно встретить в греческих храмах, в нашей стране они используются в основном в домашних условиях. Такое домашнее кадило называется кацея.

Каждение и кадило в христианстве имеют свое таинственное значение. По толкованию святых отцов, вещество угля означает человеческую природу Христа, огонь углей — Божественную, ладан — это молитвы людей, приносимые Христу, принимаемые Им и превращенные в благоухающий фимиам, который возносится к Отцу Небесному (на людей же, в свою очередь, низводится благодать Святого Духа). Сама кадильница видится как образ Богородицы, вмещающей в себя Невместимого Бога (во многих молитвословиях Богоматерь именуется «кадилом благовонным»). Движение кадила во время каждения символизирует неустанную молитву Ее о мире и людях.

У каждения могут быть и частные значения. В начале всенощного бдения священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в раю. Каждением на иконы и святыни воздается хвала Богу и святым. Каждение на прихожан означает благословение и снисхождение на них Святого Духа, служит их очищению и освящению. На проскомидии каждение напоминает о дарах, принесенных волхвами Младенцу. На великом входе за литургией означает ароматы, которыми помазали Тело Христово при положении во Гроб. В начале великой вечерни на всенощном бдении оно служит напоминанием о том, как Дух Божий носился над водою (Быт. 1: 2) при сотворении мира. Каждение на полиелее, перед чтением Евангелия, означает благодать Духа Святого, излившуюся на мир через проповедь Евангелия. Каждение на 8-й песне канона воздает славу Богоматери.

В России каждение повсеместно стало использоваться с XI века. Традиция была перенята из Византии, но со временем русские мастера выработали свой стиль в производстве кадила. С XV века появляются кадила в форме символичного храма. К чаше добавилась крышка в виде купола с крестом. В царских мастерских изготавливали — в дар монастырям и соборам — настоящие произведения ювелирного искусства из золота и серебра, украшенные эмалью, чернью, драгоценными камнями.

Каждение в храме, запах фимиама — помимо сакральных смыслов — может быть понято еще и как действие, работающее на создание в душе человека, пришедшего в храм, должного настроя. Попадая в храм, человек из мира, повседневности попадает в Дом Бога, в мир, где всё другое: другие законы, смыслы, понятия. Сам воздух здесь другой; сила Духа Святого очищает и освящает и храм, и верующих. И каждение, по слову святых отцов, имеет целью очищать собравшихся от суетных помыслов, служить правильной «настройке» сознания к достойному слушанию богослужения и участию в нем: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое… (Пс. 140: 2).

Подготовил Виктор Обухов

24.01.2022

Просмотров: 476
Рейтинг: 4.6
Голосов: 21
Оценка:
Комментировать