«Жизнь состоит из маленьких чудес» (часть 1)
Почти 20 лет несет послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы сестра милосердия Маргарита Черновец. Жена и мама трех дочерей встречает людей в церковной лавочке в белом облачении. Монастырь и сестричество Маргарита называет своей семьей и с теплотой вспоминает о годах, проведенных на послушании, о людях, которых посылал ей Господь, и о маленьких чудесах, из которых соткана жизнь каждого христианина.
«Мой приход в храм связан с болезнью»
— Я училась в университете культуры и на третьем курсе серьезно заболела. Попала в больницу, долго не могла поправиться.
Кто-то рассказал мне о мужчине, который лечил людей. Казалось бы, несовместимые с храмом вещи, но именно от него я впервые услышала о Боге. Я прилепилась к этому человеку, звонила, советовалась, но чувствовала, что чего-то не хватает. Наверное, у меня был неосознанный поиск духовника. Через этого человека Господь дал толчок, подсказав, что надо креститься.
Я действительно крестилась. Каждые выходные ездила из Минска домой к родителям в Осиповичи и ходила в храм на богослужение. Местный батюшка поставил меня на клирос (без музыкального образования), а спустя несколько недель дал послушание читать на церковнославянском языке. Поверил, что у меня получится: «Дома потренируешься и будешь читать в храме». И я действительно читала...
«С детства мечтала создать семью»
— С детства я мечтала о том, как выйду замуж и создам семью.
Все мы в состоянии неофитства мечтаем о возвышенном, вот и мне нужен был муж благоговейный и высокодуховный…
Батюшке в храме в Осиповичах помогал парень. Он казался мне серьезным — все-таки в алтаре служит. В общем, присмотрела я для себя этого пономаря. Надо сказать, он был весьма странный, но созданный в моем воображении образ перекрывал этот «недостаток». Мы начали общаться.
И вот наступил момент, когда этот парень прекратил со мной общение. Это так меня задело: как это со мной перестали общаться?! А батюшка наш, хоть и молодой был, но мудрый, сказал: «Сто лет он тебе не нужен». Потихоньку отпустило…
На последних курсах университета я отрабатывала практику в Национальной книжной палате. Иногородних после учебы в столице не оставляли, но директор книжной палаты взял несколько человек, в том числе и меня. Два года после университета я работала там. Там же впервые увидела нашу монастырскую лавочку.
«Стою в церковной лавке, а внутри — ощущение свободы»
— В церковной лавочке стояла моя землячка монахиня Надежда (Коржина), тогда еще сестра милосердия — маленькая, с горящими глазами и улыбкой до ушей, возраста моей мамы. Я тогда часто приходила к сестре Нине, рядом с ней моя душа согревалась.
Уже на последних курсах университета я слышала об отце Андрее Лемешонке, но только когда познакомилась с сестрой Ниной, начала ходить к батюшке на беседы. Она мне советовала: «Подойди к отцу Андрею и попроси благословение на послушание в больницу». Наконец, я решилась…
Подхожу к батюшке и говорю словами сестры Нины, а он у меня спрашивает: «Где ты работаешь?» — «В книжной палате». К тому времени уже закончилась отработка по распределению, я могла всё оставить и прийти трудиться в монастырь. Но я же человек основательный — мне надо подумать, взвесить, как это я всё оставлю?
И вот что удивительно… За несколько дней до разговора с батюшкой мне на работе предложили перейти в другой отдел, перескочив одну должность. Времени подумать не дали, надо было решать быстро, и я под давлением, ни с кем не посоветовавшись, согласилась. Пошла на свою голову на повышение, а получилось всё мрачно.
Наша заведующая была горячая женщина. Через несколько дней после назначения вдруг начала на меня кричать: «Ты вообще ничего не делаешь, просто ходишь здесь!» Она знала, что без прописки мне деваться некуда… Я расстроилась, думаю: «Это Господь мне подсказывает и помогает? Собраться с духом и уходить? Или это искушение — и надо потерпеть? Как это я обижусь и уйду?» Без благословения решила ничего не делать. Прихожу к отцу Андрею, рассказываю. Батюшка улыбается.
В общем, написала я заявление на увольнение и пришла в сестричество.
Стала впервые в облачении в лавочке, а внутри — ощущение свободы. Я чувствовала, что Сам Господь мне помог…
«Батюшка, помолитесь…»
— Когда я увольнялась из книжной палаты, одна женщина в отделе сказала: «О, эта скоро замуж выйдет!» А я ведь с этой мыслью жила. И такое у меня было дерзновение, когда в сестричество пришла, — ходила следом за батюшкой и при любой возможности просила помолиться о муже. Отец Андрей всегда улыбался, а спустя годы на собраниях и беседах много раз рассказывал, что есть у нас настойчивая сестра, которая ходила за ним и просила молитв, чтобы выйти замуж.
Помню, однажды после беседы подхожу к отцу Андрею под благословение и говорю: «Батюшка, помолитесь, чтобы уже хоть к весне муж был». Батюшка улыбнулся: «К весне?» Весной я действительно вышла замуж…
Откуда-то появилось столько кандидатов! Но если бы я действовала своим умом, не знаю, кого бы выбрала. Уже позже стало понятно, что большая часть из них просто морочила мне голову.
Муж пришел ко мне в лавочку. Я тогда несла послушание в магазине «Узвышша» на проспекте Независимости. Была это у нас даже не лавочка, а небольшая кибиточка рядом с кафетерием.
Мой супруг — художник, неподалеку была их мастерская, и он зашел выпить кофе. Мы потом обсуждали нашу первую встречу и пришли к выводу: если бы где-то в городе встретились, то ни я на него, ни он на меня не глянули бы. И вообще мой муж жениться не собирался…
«Мне бы такую жену!..»
— Представьте контраст в момент знакомства: я стою в облачении, мой будущий муж — в камелотах и бандане. В то время он учился на последнем курсе академии искусств. Уже и у кришнаитов был, и восточными единоборствами занимался.
Супруг после свадьбы рассказывал: "Захожу, вижу тебя в облачении, и первая мысль: "Какая красивая девушка, мне бы такую жену! Стоп… Какую жену? Я же не собираюсь жениться…"
Спустя годы муж шутил: «В тот момент Боженька мне глаза закрыл». Он вообще не понимает, как женился. Но я ему благодарна и очень ценю, что за 17 лет брака что бы ни происходило в семье, он ни разу не сказал, что может меня оставить.
Подошел он тогда ко мне, книжечки полистал и что-то спросил. В то время батюшка проводил беседы в Петропавловском соборе. Я без энтузиазма ответила и добавила: «Если вам интересно, можете прийти в собор и спросить у священника». Думала, не пойдет.
Мы тогда записки носили в Петропавловский собор. Прихожу и слышу, как кто-то задает батюшке каверзные вопросы. Оказывается, он все-таки дошел… Позже муж говорил: «Впервые я услышал ответы на вопросы, которые меня волновали».
У него всё было быстро: получил ответы, крестился и через полгода венчался.
Будущий супруг часто приходил ко мне на послушание, мы подружились, но мужа и жену друг в друге не видели. Правда, были интересные моменты. Как-то мы приехали в гости к моим родителям. Отец выпил, начал звонить всем родственникам и рассказывать, что я выхожу замуж. Я как услышала, думаю: «Позорище! Что теперь делать? Надо срочно выходить за кого-то замуж!» А отец, видимо, уже тогда почувствовал…
«Боженька и святой Серафим меня уберегли»
— Я давно хотела попасть к святому Серафиму Саровскому, но никак не получалось поехать. Общаемся мы с будущим супругом по-дружески, и тут я знакомлюсь с парнем — музыкант, прихожанин храма, красивый, высокий, квартира в Минске. Правда, он был в каком-то депрессивном состоянии, а я еще в неофитской эйфории, что-то рассказывала, пыталась его взбодрить.
Наконец, всё складывается: я еду в Дивеево! Конечно, воспринимаю это как знак, что скоро выйду замуж. Возвращаюсь от батюшки Серафима, и этот парень делает мне предложение. А я смотрю на него и думаю: «Неужели так делают предложение? Я же ничего не чувствую».
Проходит два дня, он мне звонит и забирает свое предложение. Я реву: как это так? Я же такая красивая, умная! В слезах бегу к отцу Андрею. А батюшка смотрит на меня, смеется и говорит: "Не наш!"
Господь со временем открывает, почему происходит то или иное событие. Прошли годы, и я узнала, что у мамы того парня серьезное психическое заболевание и у него самого проблемы. Вот так Боженька и святой Серафим по молитвам батюшки меня, с моими горящими глазами, уберегли от опрометчивого замужества.
«По части духовности у нас в семье муж»
— С будущим мужем мы продолжали дружить, а для батюшки я сужала запрос: «Помолитесь, чтобы он к вам пришел — и вы поняли, что это мое». И в какой-то момент муж действительно пришел к отцу Андрею. Батюшка мне потом сказал: «Очень хороший человек…»
Венчались мы в монастыре. Помню, перед Венчанием у батюшки спрашиваю: «Надо ли мне белое платье?» — «Ты что, второй или третий раз замуж выходишь? Конечно, надо!»
Супруг закончил академию искусств и пришел трудиться в мозаичную мастерскую монастыря. Он у нас в семье по части духовности, читает серьезную литературу. Наверное, если бы меня не встретил, пришел бы в монастырь. Муж часто ездит в монастыри выкладывать мозаику, чувствует себя там прекрасно, это его стихия. Кстати, священник из храма в Осиповичах, когда впервые увидел моего супруга, спросил: «Он у тебя батюшка?»
Вообще, люди искусства другие... самодостаточные. Муж может долго сидеть в мастерской — заниматься мозаикой, рисовать, что-то смотреть. А я человек немощный — мирской, общительный, мне нужны люди…
«Душевность и все друг за дружку»
— Женаты мы 17 лет, 12 из них жили на съемных квартирах. Трудно было: трое детей, я в декрете, но с теплотой и ностальгией вспоминаю то время.
Когда снимали жилье возле монастыря, муж звонит: «Мы придем» — и я быстренько готовлю что-то на обед для ребят из мозаичной.
Что я могла приготовить в тех условиях? А такая была душевность, все друг за дружку, счастливые, довольные! Много друзей появилось у нас в стенах монастыря.
Кстати, батюшка уже спустя годы после моего замужества спрашивал: «Маргарита, где твое дерзновение? Почему ты так у Бога домик не просишь, как мужа просила? Столько лет на съемных квартирах…»
Девочкам, которые пока замуж не вышли, повторю слова моей подруги: «У Бога всё есть. Просто нужно делать правильный запрос». Меня Господь миловал, всё хорошо сложилось, хотя и сложно было с детьми без жилья. А подружку мою муж оставил с ребенком. Помню, как она мне говорила: «Видишь, я с ребенком? Мне нужен человек, который и меня потянет, и ребенка. У Бога всё есть, надо правильно просить». И нашелся для нее такой человек…
Продолжение следует…
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Игоря Клевко и из личного архива Маргариты Черновец
04.01.2022