Жизнь, равная учению, учение, равное жизни
«Василий — светлое око христиан, озаряющее душевными доблестями… показал как жизнь, равную учению, так и учение, равное жизни».
(Свт. Григорий Богослов)
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, происходил из знатной христианской семьи, известной своим благочестием. Его дед стал мучеником за Христа во времена гонений Диоклетиана. Бабка святителя, Макрина, и его мать, Эмилия, а также четверо из девяти братьев и сестер также причислены Церковью к лику святых.
«Я с младенчества стал изучать Священное Писание и не переменил впоследствии мыслей о Боге; но то понятие о предметах веры, какое приобрел с детства от отца и матери моей и бабки Макрины, то понятие возрастало во мне, и я усовершал только преподанные ими мне начала», — писал о себе святитель. Будущий иерарх получил прекрасное образование. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, был назван современниками «кораблем, нагруженным ученостью». Во время учебы в Афинах он познакомился с Григорием Богословом. Тесная и трогательная дружба связывала двух великих святителей всю оставшуюся жизнь.
Святое Крещение Василий принял в тридцатилетнем возрасте и всецело принес себя в дар Христу и Его Церкви. Свое спасение он полагал исключительно в монашестве и очень сожалел, что так много времени потратил на учебу. Стремясь исполнить свою мечту — отречься от мира и «жить для будущих надежд», — Василий отправляется в путешествие по Востоку. Египет, Палестина, Месопотамия открыли ему мир пустынников-аскетов. Вернувшись на родину духовно окрепшим, он раздал свое имущество бедным и поселился в пустынном месте под названием Понт на берегу реки Ирис (южное побережье Черного моря).
Понт (современная Турция)
К Василию присоединился его брат — будущий святитель Григорий Нисский — и друг юности Григорий Богослов. Со временем вокруг них собралось много любителей монашеской жизни. Жизнь подвижников была весьма суровой, но число последователей и учеников не уменьшалось, и в Понте образовалось несколько монастырей. В этих общинах святитель Василий ввел новый составленный им устав, сочетавший аскетическое делание отшельников с особенностями иноческой жизни в общежитии, и составил правила монашеской жизни в киновии.
В пустынном месте смиренный инок намеревался в безвестности окончить свои дни. Но Промысл Божий судил иначе. Обуреваемая смутами и арианской ересью Церковь нуждалась в твердых и мужественных защитниках православной веры. Будущий святитель пишет поучения и слова в защиту Православия, пять книг против арианского учения Евномия, поддерживает христиан живым примером стояния в вере. В 364 году епископ Евсевий вызвал Василия из пустыни в Кесарию и рукоположил во пресвитера. Интересы Церкви стали его интересами. Он питал бедных, давал приют странникам, был руководителем монашествующих, составлял молитвы, украшал храмы.
В 368 году Кесария подверглась страшным стихийным бедствиям: бури, наводнения, землетрясения. Страдания народа усугубил двухлетний голод. В это время алчные хлеботорговцы подняли цены, город изнемогал. Молодой пресвитер Василий явил во время испытания широкую благотворительность, продав доставшееся ему по наследству имущество и закупив хлеб для голодающих, не делая различия между верными и нехристианами. Проявились и выдающиеся ораторские способности будущего святителя: он произнес в городе свою знаменитую речь «Во время голода и засухи», которой тронул ожесточившиеся сердца богачей и торговцев, побудив их открыть житницы для неимущих. В 370 году, по кончине епископа Евсевия, архиепископом Кесарии был избран пресвитер Василий.
Приняв жезл архипастыря Кесарийской Церкви, святитель Василий мудро управлял паствой, имея в виду одно — пользу Церкви и общее спасение. За свою горячую любовь к Богу, огромные труды и ревностное служение на благо Церкви святой Василий получил имя Великого. Он упорядочил церковную жизнь, сделав образцовым клир. Оградил Церковь от смут. Ввел всенощные бдения с антифонным пением. Святителем составлена литургия, названная его именем. Василий Великий положил начало церковной благотворительности. Близ Кесарии был построен целый город благотворительных учреждений: рабочие дома с мастерскими, больницы и богадельни, изолированные лепрозории. Много потрудился святитель над упорядочением монастырской жизни.
Святителю Василию принадлежит много сочинений, в которых он выступает и проповедником, и полемистом, и толкователем Священного Писания, и учителем нравственности и благочестия. Богословские труды Василия Великого также оценены по достоинству: он признан отцом Церкви и вселенским учителем наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
Когда император Валент предпринял попытку принять арианскую ересь, многие отцы Никейского Собора уже перешли в вечную жизнь, и святитель Василий Великий один возвысил свой голос в защиту православной веры в это время. В Каппадокию был отправлен жестокий префект Модест, имевший повеление склонить архиепископа Кесарийского к арианству. На грубые угрозы префекта конфисковать имущество, изгнать, подвергнуть святителя истязаниям и даже умертвить его, Василий Великий с достоинством отвечал: «Если можешь, угрожай иным, а это нимало нас не тревожит. Не подлежит описанию имуществ, кто ничего у себя не имеет, разве потребуешь от меня этого волосяного рубища и немногих книг, в чем и состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю, потому что не связан никаким местом, и то, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше же сказать, везде Божие место, где ни буду я пресельником и пришельцем. А наказания что возьмут, когда нет у меня и тела, разве разумеешь первый удар, в котором один ты и властен? Смерть же для меня благодетельна: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно поспешаю». Пораженный ответом святителя Модест доложил Валенту: «Побеждены мы, царь, настоятелем этой Церкви. Это муж, который выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений».
Когда Валент, решивший сам приехать в Кесарию, вошел в храм, святитель Василий совершал литургию. Его величественный вид настолько поразил императора, что он оставил свое намерение сломить волю святого, принес в храм дары и долго беседовал с Василием Великим после богослужения. После этой беседы Валент отменил насильственное введение арианства. Святитель Василий первым признал необходимость дополнить Никейский Символ веры учением о Святом Духе, что отцами II Вселенского Собора и было сделано в 381 году. Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Василий Великий выражает формулой: Бог один по существу и троичен по ипостасям.
Изнурительные труды и подвиги, непрерывные болезни истощили силы святителя. 14 января 379 года великий пастырь Церкви Христовой мирно отошел ко Господу, прожив краткую, но очень плодотворную и глубоко благочестивую жизнь. Жизнь святителя Василия Великого неотделима от его творений и составляет с ними единое целое. Путь его жизни — это путь духовного совершенствования христианина. И на нем он нам светит путеводной звездой.
«Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим».
(Тропарь, глас 1)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке материала использовались книги:
- Святитель Василий Великий. Избранные творения: Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
- Илия (Рейзмер), архимандрит. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. — 3-е изд. — СТСЛ, 2013.
- Василий Великий. Избранные поучения. — М. —2003.
14.01.2022