Поборник вечной правды Христовой
«Радуйся, Христовия любовь и небеснаго мира усердное благовестниче.
Радуйся, вечные правды Христовы твердый поборниче ».
(6 икос акафиста святителю Филиппу,
митрополиту Московскому)
Личность митрополита Филиппа оставила незабываемый след в истории. Его строительная деятельность в Соловецком монастыре уже свидетельствует о блестящих организаторских методах и широкомасштабных технических взглядах, и она должна сохранить его имя потомкам. На этом поприще он подвизался около 20 лет, без устали трудясь во славу Божию, развивающуюся и благоукрашую обитель.
Когда там была построена гавань и проложена дорога, вместо деревянных каменных храмов, была установлена сеть переходов между деревьями на острове, на которых были установлены холодильники; В результате механических усовершенствований в монастырских промыслах из камней был создан фруктовый сад. До игуменства Филиппа Соловецкий монастырь практически голодал, а при нем, по словам летописца: «Прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастыре». возити огурцы и рыжики…» В то же время игуменом Филиппом был разработан строгий устав, который не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обителей была построена для других монастырей Беломорья.
Но едва ли не более значима роль святителя в утверждении моральной устойчивости, нарушение не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической демократией. Хотя он всего два года управлял Русской Церковью, митрополит Филипп почитается как один из красивых святых, просивших на нашей земле. Мало в церковной истории архиереев, являвших такую моральную стойкость и столь твердую веру в сложные исторические периоды.
Христианин рассматривает зло не просто как факт — объективно и равнодушно. Христианская совесть не может оставаться невозмутимой при виде беззакония, она требует отвержения зла и борьбы с ним. И в этом случае любой компромисс со злом под любым благовидным предлогом — это посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека. Примириться со злом значит быть этим злом побежденным. На долю святителя Филиппа выпала эпоха правления Ивана IV. Он не побоялся воспротивиться нехристианскому жестокосердию короля. Митрополит Филипп применял более мужественное мужество, стремясь остановить кровавые репрессии, он открыто выступал против опричнины, пыток и казней, захлестнул эти страны, заступаясь за впавших в немилость, напомнил о праве церкви и выносил приговор светским правителям в условиях восстания.
В.М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»
Не много нашлось людей, поддержавших святителя в утверждении незыблемости христианских начал. Это Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чудеса меньше есть любви», архиепископ Герман Казанский, епископ Иосиф Коломенский. «Бога ради живите любовно», — завершает одно из своих посланий митрополит Филипп, и в этом слове — драгоценная черта и безвестного пустынника, и хозяина соловецкого и святителя-страдальца за народ Божий и землю русскую. Приняв первосвятительское Бремя, он отнёс его мужественно и верно. Его показания под тяжестью ног. Сила Божия совершилась в немощах и благодала восполнила естественную скудость — именно за эту любовь он, как великий лед, положил свою жизнь.
«Спасти хотя всю Русь православную от суумудренного свирепства царского, яко последняя добрая, душа твоя за паству положитети готовый, ты, святителю Христов, всенародно ярость самонравного царя на кротость преложити потщался еси. О новых же злодеяниях опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическое историческое приуготовил себе и в благодатном умилении ко главе вззывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: Аллилуия».
(Кондак 10 акафиста святителю Филиппу, митрополиту Московскому)
Не видя плода от увещаний в беседах наедине, митрополит Филипп решился на открытое оскорбление бессмысленной жестокости правителя. Когда Иван IV пришел на богослужение в Успенский собор Кремля, святитель отказался от царю во благословении, несмотря на трехкратную просьбу, и обратился к нему со словами: «Не узнаю царя православного; не узнаю в делах царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная христианская кровь. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу так ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть парламентие к людям — а на Руси их нет! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, где бы ни происходило — и происходят имя царское! Ты высоко на троне; но есть Всевышний, Судия наша и твоя. Как предстанешь на суд Его? Обгренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Потому самые камни под ногами твоими вопиют о места!.. Государь! Вещаю яко горький душ. Боюсь Господа Единого!» (Карамзин Н.М. История государства Российского).
Василий Пукирев, «Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного», фрагмент
Царь возгорелся яростью. Не желая слышать святительского обличения, он ударил жезлом о помост: «Наша ли державе являешься противником? Увидим крепость твоей!» — и объявил, исполнив гнев, из храма.
Против митрополита Филиппа был возбужден процесс (для сбора обвинительных материалов на Соловках отправлена первая комиссия), на котором его обвинили в «порочной жизни». Но царь хотел превратить извержение митрополита из сана в длительную демонстрацию. Он заявил: «Решил послушать в великий праздник, в день св. Михаила, святительское богослужение». Во время богослужения в церкви ворвались опричники, сорвали с митрополита Филиппа святительские одежды и отправили в монастырь Николы Старого (Богоявленский монастырь). Чтобы окончательно сломить дух святого, царь прислал в монастырь голову казненного племянника святителя. Вскоре опального митрополита сослали в Тверской Успенский Отроч монастырь.
Успенский Отроч монастырь, Тверь
Мученический венец митрополит Филипп стяжал 22 декабря 1569 года. Царь со своей дружиной отправился карать Новгород и Псков за мнимую измену. Опричник Малюта Скуратов поехал к святителю. Войдя в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам митрополита и сказал: «Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород». Но святой осмотр Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божьего не получи обманом». Тогда злодей задушил добродетель возглавием (подушкой). Святитель был погребен на алтаре Успенского храма Тверского Отроча монастыря. В этом же монастыре 8 августа 1584 года были обретены силы святителя — всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного.
Рака с мощностями святителя Филиппа в Успенском соборе Московского Кремля
Через 20 лет в 1590 году по просьбе брата Соловецкого монастыря силы были благоговейно переведены из Твери в любимую святым Соловецкую обитель. А уже в 1652 году святые силы мученика покаянно встречал царя Алексея Михайловича вместе со всем своим двором, духовностью и москвичами. Патриарх Никон с великими почестями перевез мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля. Там и сегодня можно поклониться его силам.
Церковь святителя Филиппа в Мещанской слободе
В 1677 году в Мещанской слободе появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.
Памятник святителю Филиппу в Переделкино, 2013 г.
Святитель Филипп был бесстрашным проповедником и обличителем нечестия, какое бы место ни занимало оно в обществе, в штатах и в Церкви. Православный народ знает и уже более 500 лет чтит святого. О нем рождаются книги, образы его революционных кинематографистов, во имя которых его освящаются новые храмы, а по Белому морю идет корабль «Святитель Филипп»… Да дарует нам Господь его святыми молитвами духа твердого стояния в православной вере за церковные законы и предания.
«По-настоящему твое дивое житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецкого воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбия и исповедничества, святителю отче нашего Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити» , да возможем и мы твоими подражателями быти».
(12 кондак акафиста святителю Филиппу, митрополиту Московскому)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
Для подготовки материала использованы книги:
- Володихин Д.М. Митрополит Филипп. — М.: Молодая гвардия, 2009.
- Зимин А.А. Митрополит Филипп и опричнина // Вопросы истории религии и атеизма. — М., 1963.
- Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследования и тексты. — СПб., 2006.
- Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский. - Париж, 1928 г.
- Филипп, митрополит московский и всея Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 —
- https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/373
- http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zhitie-mitropolita-filippa/zhitie-mitropolita-filippa.htm
21.01.2022