X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Поборник вечной правды Христовой

«Радуйся, Христовыя любве и небеснаго мира усердный благовестниче.
Радуйся, вечныя правды Христовы твердый поборниче».

(6 икос акафиста святителю Филиппу,
митрополиту Московскому)

Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории. Его строительная деятельность в Соловецком монастыре уже свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов, и должна была сохранить его имя потомкам. На этом поприще он подвизался около 20 лет, без устали трудясь во славу Божию, развивая и благоукрашая обитель.

При нем была обустроена гавань и положены дороги, вместо деревянных основаны каменные храмы, создана сеть каналов между многочисленными озерами на острове, на которых были поставлены мельницы; введены механические усовершенствования в монастырские промыслы, на камнях был создан фруктовый сад. До игуменства Филиппа Соловецкий монастырь практически голодал, а при нем, по словам летописца: «Прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» В то же время игуменом Филиппом был разработан строгий устав, который не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители была примером для других монастырей Беломорья.

Но едва ли не более значительна роль святителя в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Хотя он всего два года управлял Русской Церковью, митрополит Филипп почитается как один из величайших святых, просиявших на нашей земле. Мало в церковной истории архиереев, являвших такую нравственную стойкость и столь твердую веру в сложные исторические периоды.

Христианин рассматривает зло не просто как факт — объективно и равнодушно. Христианская совесть не может оставаться невозмутимой при виде беззакония, она требует отвержения зла и борьбы с ним. И в этой борьбе всякий компромисс со злом под любым благовидным предлогом — это посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека. Примириться со злом значит быть этим злом побежденным. На долю святителя Филиппа выпала эпоха правления Ивана IV. Он не побоялся воспротивиться нехристианскому жестокосердию царя. Митрополит Филипп проявил величайшее мужество, пытаясь остановить кровавые репрессии, он открыто выступал против опричнины, пыток и казней, захлестнувших страну, заступаясь за впавших в немилость, напомнил о праве церкви оценивать и выносить приговор светским правителям в условиях чрезвычайных.

В.М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Не много нашлось людей, поддержавших святителя в утверждении незыблемости христианских начал. Это Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чудотворения меньше есть любви», архиепископ Герман Казанский, епископ Иосиф Коломенский. «Бога ради живите любовно» — заканчивает одно из своих посланий митрополит Филипп, и в этом слове — драгоценная черта и безвестного пустынника, и хозяина соловецкого и святителя-страдальца за народ Божий и землю русскую. Приняв первосвятительское бремя, он несет его мужественно и верно. Его силы растут под тяжестью ноши. Сила Божия совершилась в немощах и благодать восполнила естественную скудость — именно за эту любовь он, как великий пастырь, положил свою жизнь.

«Спасти хотя всю Русь православную от суемудренного свирепства царского, яко пастырь добрый, душу твою за паству положити готовый, ты, святителю Христов, всенародно ярость самонравного царя на кротость преложити потщался еси. О новых же злодеяниях опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическому приуготовил себе и в благодатном умилении ко Господу взывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: Аллилуиа».

(Кондак 10 акафиста святителю Филиппу, митрополиту Московскому)

Не видя плода от увещаний в беседах наедине, митрополит Филипп решился на открытое обличение бессмысленной жестокости правителя. Когда Иван IV пришел на богослужение в Успенский собор Кремля, святитель отказал царю в благословении, несмотря на троекратную просьбу, и обратился к нему со словами: «Не узнаю царя православного; не узнаю в делах царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а на Руси нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства — и совершаются именем царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! Вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа Единого!» (Карамзин Н.М. История государства Российского).

Василий Пукирев, «Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного», фрагмент

Царь возгорелся яростью. Не желая слышать святительского обличения, он ударил жезлом о помост: «Нашей ли державе являешься сопротивником? Увидим крепость твою!» — и вышел, исполненный гнева, из храма.

Против митрополита Филиппа был возбужден процесс (для сбора обвинительных материалов на Соловки отправили специальную комиссию), на котором его обвинили в «порочной жизни». Но царь хотел превратить извержение митрополита из сана в подлинную демонстрацию. Он заявил: «Решил послушать в великий праздник, в день св. Михаила, святительское богослужение». Во время богослужения в церковь ворвались опричники, сорвали с митрополита Филиппа святительские одежды и отправили в монастырь Николы Старого (Богоявленский монастырь). Чтобы окончательно сломить дух святого, царь прислал в монастырь голову казненного племянника святителя. Вскоре опального митрополита сослали в Тверской Успенский Отроч монастырь.

Упенский Отроч монастырь, Тверь

Мученический венец митрополит Филипп стяжал 22 декабря 1569 года. Царь со своей дружиной отправился карать Новгород и Псков за мнимую измену. Опричник Малюта Скуратов поехал к святителю. Войдя в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам митрополита и сказал: «Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород». Но святой отвечал Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом». Тогда злодей задушил праведника возглавием (подушкой). Святитель был погребен за алтарем Успенского храма Тверского Отроча монастыря. В этом же монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя — всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного.

Рака с мощами святителя Филиппа в Успенском соборе Московского Кремля

Через 20 лет в 1590 году по просьбам братии Соловецкого монастыря мощи были благоговейно перенесены из Твери в любимую святым Соловецкую обитель. А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, духовенством и москвичами. Патриарх Никон с великими почестями перевез мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля. Там и сегодня можно поклониться его мощам.

Церковь святителя Филиппа в Мещанской слободе

В 1677 году в Мещанской слободе появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

Памятник святителю Филиппу в Переделкино, 2013 г.

Святитель Филипп был бесстрашным проповедником и обличителем нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Православный народ знает и уже более 500 лет чтит святого. О нем выходят книги, образ его разрабатывают кинематографисты, во имя его освящаются новые храмы, а по Белому морю ходит корабль «Святитель Филипп»… Да дарует нам Господь его святыми молитвами дух крепкого стояния в православной вере за церковные законы и предания.

«Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти».

(12 кондак акафиста святителю Филиппу, митрополиту Московскому)

 

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке материала использовались книги:

  1. Володихин Д.М. Митрополит Филипп. М.: Молодая гвардия, 2009.
  2. Зимин А.А. Митрополит Филипп и опричнина // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1963.
  3. Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006.
  4. Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928.
  5. Филипп, митрополит московский и всея Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890
  6. https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/373
  7. http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zhitie-mitropolita-filippa/zhitie-mitropolita-filippa.htm

21.01.2022

Просмотров: 629
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать