X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Об Отечестве и народе

12 января — день преставления митрополита Филарета (Вахромеева)

 

Беларусь находится на рубеже между Востоком и Западом в географическом, в конфессиональном и в мировоззренческом смысле. Сегодня это не «восточные окраины» и не «северо-западный край», но суверенная территория. И для жителей Беларуси понятие единства в его самом широком смысле — это исторический вопрос жизненной важности.

***

Беларусь, в которой Господь благословил мне совершать архиерейское служение, <…> имеет особую историческую миссию в судьбах восточнославянских народов. Главный результат многовековых испытаний национального образа мыслей и образа жизни белорусов заключается, на мой взгляд, в том, что за свою многотрудную историю этот народ так и не стал обитателем ни «кресув всходних», или восточных окраин Польши, ни населением «северо-западного края» Российской империи. Как бы их ни воспринимали восточные и западные соседи, белорусы оставались самими собой: самобытным, трудолюбивым, искренне гостеприимным, очень миролюбивым, неторопливым, щедрым, добрым, по-житейски довольно-таки своеобразным народом, который во всякой ситуации остается «себе на уме». Казалось бы, перечисленные мною далеко не все национальные качества рисуют образ народа столь тихого и спокойного, что завоевать и покорить его никому ничего не стоит. «Пройдем Белую Русь, — предполагали многочисленные агрессоры, — и начнем воевать с Русью Великой…» Каким глубоким оказывалось это заблуждение! Ведь белорусы научились не только жить и выживать в условиях периодических вражеских нашествий, но и воевать, оставаясь цитаделью сопротивления во всех военных конфликтах. Шведские, французские, немецкие нашествия на Русь в течение веков буквально опустошали белорусские земли, лежащие на их пути. Но всё восстанавливалось, и народ продолжал жить на земле своих отцов. Такая воистину огненная судьба заслуживает глубокого уважения и восхищения той огромной жизненной силой, которой обладает народ Белой Руси.

***

В Беларуси среди верующих не было двусмысленности в отношении к восстановлению единства в лоне Матери-Церкви. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия Белорусская Православная Церковь обрела самоуправление, сохранив как святыню каноническое единство с Московским Патриархатом. И чувство Родины у белорусского народа связано со Святой Церковью не меньше, чем у россиян. Именно этим порою не всегда сформулированным, но вполне осознанным мотивом объясняется взаимное стремление белорусов и русских к единению наших народов — ведь у нас один Господь, одна вера, одно Крещение и Единая Церковь.

***

Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее.

***

О мере отступления от Бога народ, как и каждый отдельный человек, редко задумывается, пока ничего не угрожает внешнему благополучию. Но об этом предупреждал Господь: Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них; и когда будет у тебя… много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа Бога твоего (Втор. 8: 12–14).

***

Какой строй ни выбирай, о преимуществах или недостатках какой «общественно-экономической формации» ни заводи высокоумных дискуссий или уличных разбирательств, благосостояние народа и благосостояние государства всегда будет напрямую зависеть от наличия или отсутствия любви к Богу и к человеку у каждого из граждан.

***

Вся история нашей страны, история рода человеческого — это летопись отхода от наследия Божия и возвращения к нему. Эти движения народных нравов можно было бы сравнить с движением маятника в сторону десницы Господней или в сторону шуицы лукавого, если бы его колебания не были столь неритмичны, а исторические периоды движения не отличались различной протяженностью — от нескольких веков до нескольких дней.

***

За годы служения Беларусь стала для меня родиной. С глубоким уважением отношусь к белорусскому народу. Это народ со сложной историей, народ многострадальный, стойкий, мужественный и при этом душевный.

***

Меня поражает и обвораживает вот эта простота народа, который подходит к архиерею, невзирая на его положение, на то, что я так иногда выгляжу очень уж торжественно. Подходят простые женщины, мужички, складывают свои руки под благословение. А руки эти — хлебопашцев руки! Как их можно не обнять и не поцеловать! Вот это чувство, оно постоянно у меня рождается, когда я встречаюсь с нашим замечательным белорусским, «памяркоўным» народом! Слава Богу! И да благословит Бог нашу Беларусь и наш народ за его простоту, сердечность и чистоту помыслов.

***

Люди различаются по дарованиям, силам и интересам. Но если в сердцах наших присутствует любовь к ближнему и к Отечеству, то наши различия уподобляются цветам на лугу. Они выявляют красоту общего, красоту нашего народа.

***

Благо Отечества нашего состоит в том, что в нем всегда сохраняется малый остаток, верный отеческой православной традиции. Святейший Патриарх Алексий в начале 90-х годов говорил, что за тысячу лет Православие вошло в хранилища генетической памяти наших соотечественников, и нужно лишь время, чтобы оно возродилось и принесло плоды. Сегодня мы свидетельствуем об истинности этого убеждения.

***

Сегодня мы уповаем на то, что в дни нашей жизни на земле Белой Руси, по слову Писания, милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84: 11). А значит, всем нам надлежит с особой искренностью веровать и деятельно следовать библейскому обетованию о том, что род правых благословится и правда его пребывает вовек (Пс. 111: 2, 3). Христианское достоинство наших родов мы призваны не только наследовать от предков, но и самостоятельно подтверждать и укреплять его, отстаивать и преумножать это высокое достояние в личной жизни и перед ликом Творца, в местах наших трудов и в семейных кругах.

***

Для меня понятие Родины никогда не было связано ни с государственной идеологией, ни с патриотической риторикой. В духовном смысле Родина состоит из тех мест, где мы повстречались с Богом и обрели свободу. Свободу в самом высоком, я бы даже сказал, священном смысле, о котором святой апостол Павел сказал коротко и ясно: …где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17).

***

Славянские земли — вовсе не tabula rasa и не terra incognita, где слухом не слышали о Евангелии. Наши земли и народы не просто вскормлены Православием за тысячу лет своего христианского бытия. Они на уровне генетической природы восприняли Слово Божие и всю свою дальнейшую национальную историю понимают как стояние в вере за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы.

***

Паломничества сотен тысяч людей к возрождаемым святыням и молитвы у чудотворных икон, строительство и возрождение храмов и монастырей — всё это дела веры. Они преображают сердца людей и свидетельствуют о том, что мы не потеряли Святой Руси, духовного Отечества наших предков. Для того чтобы обрести утраченное, его поиски всегда следует начинать в сокровенной глубине своего сердца, в голосе крови, в личной памяти. А затем обретенный образ нужно оживотворить молитвой и начать шаг за шагом воплощать его в жизнь.

***

Сонм святых, в земле Белорусской просиявших, оставил нам пример преданности делу духовного просвещения, служения Богу и людям, невзирая на их чин и возраст, звание и происхождение. Наши святые наставники всей своей жизнью показали нам, что природа истинной любви — Божественна, а Божественная любовь всегда жертвенна. И ради умножения в мире этой любви к Богу и человеку они совершали свое служение. Наипаче обратим внимание на то, что святые отцы и матери наши в полной мере сознавали истинность утверждения апостола Иакова, что вера без дел мертва (Иак. 2: 20, 26).

***

Кто только ни пытается поучать нас сегодня, как жить и чему учить нашу молодежь! Из каких заокеанских далей не приезжают на наши земли всевозможные наставники и проповедники! Как будто у нас нет собственной более чем тысячелетней христианской истории, святых отцов и матерей, чьими трудами и молитвами с конца X века утверждалась Белая Русь и ее народ в христианской семье европейских народов.

***

Единодушие и единомыслие всех членов общества на церковном языке называется «соборность». Именно с соборностью связано могучее качество державности славянских народов. В этом состоит основа основ государственного строительства.

***

Когда искривляются пути народов, есть только один способ сделать их прямыми. По слову Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, следует сотворить достойный плод покаяния, приготовить путь Господу и прямыми сделать стези Ему к сердцам человеческим (см.: Мф. 3: 2, 3). И сегодня, и вчера, и завтра это остается главным делом для тех, чье жизненное служение связано с письменностью и культурой. И если мы будем помнить об этом и жить с постоянной мыслью о громадной ответственности за духовное состояние мира, которую несут христиане всех времен и народов, — тогда о славянах с полным основанием скажут, как говорят о их боговдохновенных учителях: Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня (Притч. 4: 18).

***

Служение в Беларуси оказалось для меня очень поучительным… Именно так! Потому что я многому научился у простых людей, у скромных тружеников. Они протягивают ко мне свои руки, чтобы принять архипастырское благословение. И я вижу их натруженные, мозолистые ладони и думаю о том, что это мне надлежит просить их о благословении! Это их молитвы укрепляют и нашу Святую Церковь, и нашу Родину, и меня.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

12.01.2022

Просмотров: 164
Рейтинг: 4.7
Голосов: 20
Оценка:
Комментировать