«Нам нужно оставлять время и силы для Бога»
Мы живем в двух измерениях. Есть временная жизнь — дела, заботы, какие-то успехи, какие-то промахи. Мы тратим на эту временную жизнь очень много сил и времени, потому что у нас есть потребности, никто нам средства на их удовлетворение не принесет на блюдечке, их надо заработать; есть ответственность перед людьми, которые рядом с нами... И есть вечная жизнь, в которую мы должны войти, пока мы здесь, на земле. Эта вечная жизнь связана с нашей бессмертной душой и отношениями ее с Богом.
Часто мы в ущерб вечности, в ущерб духовности все-таки больше заботимся о внешнем благополучии. Кажется, что это практично, что действительно мы что-то выиграли: что-то подешевле купили, на работу лучше устроились... Но если на это потрачено слишком много времени и сил, то это проигрыш. Потому что вечная жизнь будет вечно, а временная рано или поздно кончится. Нам очень трудно правильно сбалансировать наши силы, наши возможности и помнить, что кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12: 17). И отдавать Богу все-таки больше и духовно расти, пока у нас есть эта возможность.
Нас взращивает Святая Церковь. Своим кругом церковной жизни она нас учит жизни новой, где человек живет не просто сам по себе, как ему вздумается, а по Божиему благословению. Это самое главное — научиться жить не так, как я хочу, а так, как Бог велит, на что есть воля Божия.
Это, конечно же, непросто: жить в двух измерениях и сохранять правильный баланс в своих силах, времени, возможностях. У нас бывают перегибы, нам кажется, мы сейчас поднажмем и что-то сделаем. Да, вроде получилось: что-то сделали, а душа пустая, сил на молитву уже нет. «Мы так трудимся хорошо, что у нас просто нет сил молиться», — как некоторые даже оправдываются. Молиться — это самый тяжелый труд, поэтому сил и нет. Поэтому нам обязательно нужно в своей жизни оставлять время и силы для Бога, иначе мы будем неразвитые, больные люди. Нам кажется, что мы здоровы, но мы все психически больны. Человек умный это понимает. Человек неумный ничего не понимает: «Я здоровее всех, не только физически, но и психически». Духовно мы просто не развиты еще с вами. И поэтому развиваться надо. А плоть и кровь Царствия Божия не наследуют (ср.: 1 Кор. 15: 50) Они будут тянуть к кроватке, к диванчику, к просмотру разной информации, и это будет увлекать человека.
Недавно я услышал от одной матери: «Мой ребенок четырнадцати лет десять часов сидит в телефоне». Десять часов сидеть в телефоне... Четырнадцатилетний юноша, который должен развиваться, который должен учиться постигать законы, питается вот этой ерундой... Что потом будет? Что хотеть от этой молодежи, за которую отвечают более старшие люди? А более старшие люди не шевелятся тоже. Понимаете, не шевелятся. Если бы был хоть часик на молитве, человек носил с собой четочки: время есть — соточку молитв почитаю, еще соточку... Нет! У нас совсем другие задачи. Вот в этом наша с вами слабость, вот в этом наше с вами поражение. Нет культуры духовной жизни. Нет у нас такого, чтобы Бог был в центре всей нашей жизни. Бог есть, и Он нам нужен. Но когда? Когда нам что-то хочется, нам нужна помощь... Мы живем сами по себе, поэтому мы должны с вами учиться входить в круг церковной жизни. Через святых отцов Дух Святой нам дает чудесное богослужение, круг божественный, устав церковный. Давайте с вами поучимся.
Вот праздники мы с Божией помощью прожили. У нас начнется скоро подготовка к Великому посту. Каждая неделя — это не просто так: Неделя о Закхее, о блудном сыне, о Страшном Суде — всё это имеет огромное духовное значение для нас. Давайте в этом году попытаемся быть более внимательными к кругу богослужения, впитывать это в себя, думать, размышлять, что-то для себя находить, именно лично для себя. И, конечно же, когда мы встретимся с вами на Прощеное воскресенье и уже будет перейдена черта, когда начнется Великий пост, хотелось бы, чтобы мы каждую неделю проживали этот пост, чтобы мы стремились прийти на богослужение. Канон преподобного Андрея Критского, Триодь постная — это такая поэзия Духа, которая дана нам святыми отцами. И это нужно, пока у нас есть возможность, впитывать. А не заполнять свою внутреннюю пустоту информацией, которая ничего не стоит. Построено всё на лжи, но мы всё равно это читаем, смотрим, и для Бога уже места не остается. Поэтому, конечно же, хотелось бы, чтобы мы внимательнее и ответственнее относитесь к своей жизни, к своей участи. Потому что «…лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза» (из басни И.А. Крылова). Будем помнить это. Я не говорю о каких-то страхах... Вы сами всё видите, не слепые. Человек православный должен быть внутренне собран и готов ответить за свою веру, готов постоять за свою веру, даже если для этого придется что-то потерять — потерять временное, чтобы приобрести вечное. На этой победе над временем стоит наша Церковь. На крови святых мучеников. Она не стоит на каких-то спонсорских деньгах, на каких-то подачках этого мира, она стоит на крови мучеников, которые за веру положили свою жизнь: они отказались от времени, чтобы остаться с Богом навсегда. Не знаю, как сложится жизнь наша дальше, но нам нужно сегодня укрепляться во внутреннем человеке и быть готовыми к тому, что когда-нибудь придется дать отчет о нашей с вами вере — насколько она нам нужна, насколько мы ею дорожим, насколько мы можем за нее чем-то пожертвовать.
Хотелось бы, чтобы все готовились к переходу в новую жизнь, который совершается сейчас, когда человек не валяет дурака, а думает, ищет Бога в своей жизни, в жизни своих близких, и находит Его. И начинает видеть Промысл Божий о своей жизни. Это очень здорово, когда человек живет целенаправленно и осмысленно, когда он не кидается из стороны в сторону и непонятно что ищет. Поэтому будем учиться постоянству, терпению, смирению и будем благодарить Бога, что мы можем сегодня с вами в этом мире, мире, который непонятно куда идет, быть вместе. Христос не только посреди нас, Христос именно в нас сегодня, в каждой душе, в каждом человеке, который причастился Тела и Крови Христа. И это самое важное, самое главное, что может быть в этом временном мире. Будем благодарить Бога.
Слава Тебе, Боже!
31.01.2022