«Ковчег» — символ спасения
Возведение духовно-просветительского центра «Ковчег» в нашем монастыре идет полным ходом. Практически завершены фасадные работы, в разгаре внутренняя отделка помещений. О значимости центра, его смысловом и художественном наполнении мы говорим с руководителем стенописной мастерской Дмитрием Кунцевичем.
— Дмитрий, идея духовно-просветительского центра «Ковчег» родилась много лет назад. В ее реализацию вкладываются большие силы. Почему эта стройка так важна для монастыря?
— Духовник обители отец Андрей Лемешонок сказал: «"Ковчег" — это наша передовая. Мы должны побороться и сделать что-то для города, для людей». На фоне происходящего в мире, где в приоритете потребительское отношение ко всему, а стремления и силы многих направлены на развлечения, где культура становится бездуховной и больной, батюшка мечтает предложить альтернативу — театральные постановки, разнообразные фестивали, выставки, фильмы, освящающие и наполняющие внутренний мир духовным смыслом. Когда отовсюду насаждаются самолюбие, угождение прихотям, отвергаются традиционные ценности, а семья и дети позиционируются как обуза и отягощение, хочется, чтобы наш «Ковчег» стал островком другой жизни.
— А есть ли сегодня запрос на духовность? Видите ли Вы потребность в ней у молодежи?
— Запрос есть всегда. Но нужно понимать, что он никогда не станет массовым. У человека есть свой момент созревания. Рано или поздно люди обращаются к Богу. Обращаются по одному, не толпой. В 14, 19, 40, 70 лет. Каждый движется по своей тропинке и придет к Богу в свое время.
Хотелось бы, чтобы человек, даже не участвующий в богослужениях, не выросший до конкретного поиска Бога и общения с Ним в церковных таинствах, мог прикоснуться к красоте, созданной творчеством людей, посвятивших свою жизнь Христу. Возможно, посещение нашего «Ковчега» что-то оживит в его душе.
—В названии духовно-просветительского центра заложен библейский смысл, ковчег — это символ спасения. А как Вы понимаете этот момент?
— Значений и церковных трактовок слова «ковчег» множество — это и корабль, и сокровищница со Святыми Дарами, и человек, в котором пребывает частичка Бога, и Церковь, сохраняющая всё необходимое для вечной жизни человека. А главное, ковчег — это символ христианского пути, пути преодоления своего греха через доверие Богу и самоотдачу.
Ной строил ковчег, выполняя Завет Бога, а люди смеялись над ним, думая, что у него больная фантазия. Но пришел момент, и вода всё смыла, смыла и насмешников. Люди погибли, наивно надеясь, что течение безбожной жизни будет продолжаться бесконечно.
Мы тоже строим «Ковчег», Господь ждет нас до сих пор, у нас есть шанс...
— Что в недалеком будущем мы увидим в стенах духовно-просветительского центра?
— Сердцем здания должен стать концертный зал на 500 посадочных мест, он разместится на третьем этаже. Была задумка благодаря грамотно выстроенному пространству и специальным материалам сделать его акустическим, единственным в своем роде в Беларуси.
Вход в концертный зал, стена под роспись
Художественная концепция зала — град Божий, сходящий с небес, как обитель для души человека. Над залом, как покров благодати, хрустальный купол из капелек стекла. Преломление в них лучей подсветки радужной россыпью украсит помещение. В кирпичной кладке стен находятся ниши — окошки, в которых разместятся стеклянные птицы. У каждого человека в сердце бьется хрустальная птица, она ищет свободы, полета, высоты — жизни в Боге…
Концертный зал
В концертном зале планируется ставить спектакли, проводить вечера духовной музыки и авторской песни, мероприятия для детей и взрослых. При монастыре есть коллективы и исполнители, которые смогут радовать людей своим творчеством. Надеемся, приедут поделиться талантами и гости.
На втором этаже разместятся несколько площадок для семейных праздников, занятий с детьми и большое кафе. В рабочие дни там можно будет пообедать, в выходные — отдохнуть с семьей. Возможно, заглянув в «Ковчег» один раз, человек почувствует особую атмосферу этого места и станет приезжать постоянно. У него появится интерес к обители и желание зайти в храм.
Кафе «Кит-дирижабль»
Планируется организовать кружки и творческие секции для детей разного возраста. Хочется, чтобы, помимо приезжих, центр объединил ребят из близлежащих домов. Принципиально дать возможность провести время вместе и прикоснуться к красоте творчества всей семье. Еще есть задумка монахини Анфисы создать на втором этаже соляную комнату с оздоровительным эффектом для детей, у которых трудности с дыхательным аппаратом.
На четвертом этаже планируется выделить пространство под выставочные экспозиции. Это могут быть детские рисунки, фотоработы, живописные картины, тематические выставки о жизни монастыря. Батюшка мечтает о театре-студии для молодежи. Здесь же будет малая сцена, она позволит показывать экспериментальные постановки молодых талантов.
Экспозиции
— Какова основная концепция художественного решения комплекса? Стала ли тема всемирного потопа ключевой при создании интерьеров?
— Да, нам хотелось подчеркнуть спасительную, очищающую роль водной стихии. Тема воды присутствует в декоративных элементах в разных частях здания — это и фонтан в холле в виде дождевого ливня, и стеклянные волны в нишах, и плафоны светильников в виде капели, и разводы от падающих капель во вставках на полу. Всё должно возвращать человека к памяти о всемирном потопе, давшем новую жизнь миру и человеку, неуклонно стремившемуся к самоуничтожению.
Опыт-проба
Человечество в лице Ноя и его семьи получило возможность начать всё с чистого листа. Дождевые капли, соединившие небо и землю, как дар Бога человеку, призваны очистить, освятить, напитать всё новой жизнью. Также в интерьерах «Ковчега» присутствуют образы радуги.
Войдя в «Ковчег», человек окажется перед ступенями, ведущими вверх, в холл — своеобразное место причала. Корабль и пристань — древние символы Церкви.
Входная зона — причал
Разделит надвое лестничный марш «утес», на котором будет возвышаться скульптурная группа — по волне из стекла неуверенно делает шаг отрок (символ души человека). Мальчика поддерживает и приподнимает над стихией крылатый Божий ангел — олицетворение силы Духа Божия, заложенной Творцом в каждом из нас.
В юном возрасте мы испытываем жажду познания, стремление оторваться от земли и в то же время утвердиться в этом мире, определиться для вечности. Человек проходит свой путь, преодолевая бессилие, зачастую он должен не побояться сделать безрассудный шаг, переступить через бездну, рассчитывая единственно на помощь Бога и только в Нем находя опору.
Еще один смысловой акцент первого этажа — арт-объект «Золотые ворота» — призван склонить к размышлениям. Это сакральный топоним, отсыл к «Золотым Воротам» Иерусалима, Константинополя, Киева — образ смысла человеческого бытия, ожидания пришествия Бога, подготовки к встрече с Ним. Огромные врата, построенные для грядущего Вседержителя, чающим Его человеком. Правда, у будущих поколений ожидание пришествия угасает и гигантский портал они закладывают камнем, подстраивая его под нужды повседневности и удобства. При неоднократной переделке вместо «царских врат» остается маленькая калиточка — образ мельчания, несовершенства человеческой природы, перехода от древних мегалитических цивилизаций к сегодняшней цивилизации личного комфорта. Но для христианина Бог уже пришел, Христос с нами «до скончания века», необходимо только открыть глаза своей души, ступить навстречу Ему.
Следующим арт-объектом в нашей смысловой оси станет водопад вестибюля в виде дождя. Задумка сложная в исполнении, надеемся с Божией помощью воплотить ее в жизнь. Как один из вариантов, в центре будет огромный валун, наподобие борисоглебских камней, разбросанных по всей Руси.
1-й этаж, холл, фонтан-водопад, Борисоглебский камень
Хочется, чтобы интерьеры возвращали нас к предыдущим эпохам, восходящим к прародителям вплоть до Адама и Евы, давая срез пути человечества от грехопадения к восстановлению в Боге. В этом смысле образы Киевской Руси, времени Полоцкого и Туровского княжеств важны как истоки культуры Беларуси, ее искусства, богословской мысли.
Главная лестница, восхождение ко спасению, лестница в небо, Ной — моление, ожидание дождя, капля, ответ Бога
Четыре этажа «Ковчега» объединены лестничным пролетом, образуя «колодец». Здесь будет стоять изваяние Ноя, лицо которого устремлено к небу. Ной ищет встречи с Богом, всё его существо направлено к Нему. Исполнив послушание, построив ковчег, он чает осуществления обетования и получает ответ — большую прозрачную дождевую каплю.
Скульптура «Ной», модель на черепахе — символ новой земли
Хочется, чтобы каждый человек почувствовал в этом персонаже что-то родное и созвучное своей душе — вспомнил детскую радость летнего дождя, подтверждение Божией любви, присутствие Божие во всех наших трудах. А беспечные пусть не забывают — «обратный отсчет» пошел, ковчег завершен и ждет пассажиров.
— В «Ковчеге» трудятся специалисты монастырских мастерских или идею реализуют подрядчики?
— И те, и другие. Для меня было важно, чтобы художественную часть не отдали сторонним дизайнерам. Беспокоило, что может получиться что-то типичное, для галочки, что просто освоят бюджет. Художественное оформление хотелось вывести на другой уровень — нашей целью было сделать интерьеры иной реальностью, средой существования духа человека. Мы трудимся в монастыре с момента его зарождения, и это наша жизнь, потому с ребятами стенописной мастерской мы настойчиво предлагали батюшке Андрею Лемешонку и совету старших сестер, в числе которых монахиня Антонина (Семенова), по благословению духовника ставшая «моторчиком» этого проекта, свои идеи оформления, чтобы в конкурентной борьбе участвовать в тендере.
Страшно, когда в церковном искусстве просто осваивают бюджеты и дают проходные решения. Что может дать людям художник, который не прикасается к святыне, к краешку Божьего плаща? О чем он может рассказать своим творчеством? Это не работает — результат заведомо мертвый…
Церковный мастер призван стараться наполнить себя и, получив что-то от Бога, поделиться этим. Мы приносим Богу молитву, доверие, сознание своей немощи и надеемся получить в дар художественное решение, позволяющее любому человеку, прикоснувшись к Божией красоте, напитать вечную душу.
В монастырских мастерских много хороших мастеров, которые работают в витраже, керамике, стекле, металле, скульптуре. Для каждого нашлось дело. У батюшки была задумка создать «Ковчег» максимально руками тех, кто трудится в монастыре — здесь и рукотворность, и эксклюзивность, и соборность.
— Что значит для вас работа над «Ковчегом» как для художника?
— Для художника это новые возможности. В мастерской мы занимаемся церковной мозаикой, росписью, иконой — это свой, достаточно сформулированный, мир. Здесь же непривычные задачи, более минималистичные средства выразительности, широкие обобщения, другие техники и технологии исполнения. Многие элементы декора мы придумывали и создавали сами. Сталкиваясь с трудностями в процессе исполнения, видели ошибки, постоянно корректировали. Это прекрасный профессиональный опыт и попытка свидетельства своей веры на другой площадке.
— А если рассуждать с позиции обычного человека?
— У меня четверо детей. Они подрастают, и жизнь вокруг приобретает не всегда желаемое направление. Хочется, чтобы дети видели красоту, которой становится всё меньше. В условиях современной цивилизации с ее жаждой развлечений, потребления и обогащения меньше всего хотелось бы, чтобы у детей смыслом жизни стала нажива. Важно, чтобы они могли сделать сознательный выбор в пользу того, что можно делать в полную силу умом и сердцем, пропуская через руки. Чтобы эта работа радовала и дарила мир душе. Важно попробовать показать им пример...
— Когда духовно-просветительский центр встретит первых посетителей?
— Работа с фасадами в процессе, ведется внутренняя отделка. Думаю, весной начнется благоустройство территории. Ориентируемся на конец лета, более точно пока сказать сложно. Когда это произойдет, хотелось бы, чтобы каждый человек, входя в «Ковчег» среди бушующего мира, обретал в нем новую жизнь, частичку себя перерожденного…
Беседовала Дарья Гончарова
Авторство фото — Ольга Солнцева и др.
25.01.2022